Профили:
Ботаника;
Микробиология;
Зоология;
Ихтиология;
Генетика;
Микология;
Почвоведение;
Физиология и биохимия растений
ФГОС, ОП, примерный учебный план
Вступительные испытания
Профиль «Ботаника»
Подготовку кадров высшей квалификации осуществляет кафедра ботаники и генетики растений.
Руководитель аспирантуры – д.б.н., профессор Сергей Александрович Овёснов.
Целью профиля является подготовка кадров высшей квалификации в области ботаники, способных заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Образовательная программа предусматривает формирование набора универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что достигается изучением дисциплин «История и философия науки», «Иностранный язык», «Перевод научного текста», «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы» и специальной дисциплины «Ботаника». Теоретические знания и практические навыки, связанные с поиском, анализом и презентацией новейшей научной информации, отрабатываются и закрепляются на научном семинаре по биологии. Навыки преподавательской деятельности развиваются на педагогической практике. Научно-исследовательские навыки совершенствуются на производственной (научно-исследовательской) практике, научно-исследовательской деятельности и подготовке научно-квалификационной работы.
Основным содержанием научных исследований является изучение систематики сосудистых растений на уровнях вида, рода и семейства, их морфологии, анатомии, экологии, биологии размножения и развития, региональной флоры и растительности, мониторинг состояния популяций редких и исчезающих видов растений.
Тематика исследований:
• половой полиморфизм цветковых растений;
• распространение полигамии в разных филумах цветковых растений;
• антэкология разных групп цветковых растений;
• эмбриология разных групп цветковых растений;
• оценка состояния популяционных систем ресурсных видов растений;
• репродуктивная биология ресурсных видов растений;
• флора региона;
• растительность региона;
• систематика рода, семейства в пределах флоры Урала;
•
оценка состояния популяций редких и исчезающих видов растений.
Профиль «Микробиология»
Подготовку кадров высшей квалификации осуществляет кафедра микробиологии и иммунологии.
Руководитель аспирантуры – член-корреспондент РАН, д.б.н., профессор Ирина Борисовна Ившина.
Целью профиля является подготовка кадров высшей квалификации в области микробиологии, способных заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Образовательная программа предусматривает формирование набора универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что достигается изучением дисциплин «История и философия науки», «Иностранный язык», «Перевод научного текста», «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы» и специальной дисциплины «Микробиология». Теоретические знания и практические навыки, связанные с поиском, анализом и презентацией новейшей научной информации, отрабатываются и закрепляются на научном семинаре по биологии. Навыки преподавательской деятельности развиваются на педагогической практике. Научно-исследовательские навыки совершенствуются на производственной (научно-исследовательской) практике, научно-исследовательской деятельности и подготовке научно-квалификационной работы.
Основным содержанием научных исследований является изучение биологического разнообразия бактерий естественных и техногенно измененных экосистем, фенотипических и генотипических особенностей отдельных штаммов микроорганизмов, их метаболизма и биотехнологического потенциала, а также разработка биологических технологий ремедиации и восстановления загрязненных почв, очистки сточных вод и получения разных классов органических соединений.
Тематика исследований:
• Молекулярно-генетические и энзиматические исследования ферментных систем метаболизма органических соединений;
• Геномный анализ микроорганизмов естественных и техногенных биоценозов
• Селекция и исследование продуцентов для биокатализа, биосинтетических технологий и биодеструкции органических соединений;
• Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии получения органических соединений;
• Изучение и сохранение биоразнообразия углеводородокисляющих актинобактерий природных и техногенно нарушенных экосистем;
• Характеристика фенотипических и генотипических свойств актинобактерий рода Rhodococcus;
• Изучение механизмов адаптации актинобактерий к экстремальным условиям среды обитания;
• Создание экологически безопасных технологий синтеза целевых продуктов и защиты окружающей среды на основе генофонда коллекции алканотрофных микроорганизмов.
• Физиологические, генетические и метаболилческие изменения микробной клетки как основа адаптивных реакций микроорганизмов на стрессорные воздействия.
• Изучение роли эндогенных и экзогенных факторов в регуляции роста популяций микроорганизмов: исследование продукции низкомолекулярных антибактериальных пептидных факторов.
Профиль «Зоология»
Подготовку кадров высшей квалификации осуществляют кафедры зоологии позвоночных и экологии, зоологии беспозвоночных и водной экологии.
Целью профиля является подготовка кадров высшей квалификации в области зоологии, способных заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Образовательная программа предусматривает формирование набора универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что достигается изучением дисциплин «История и философия науки», «Иностранный язык», «Перевод научного текста», «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы» и специальной дисциплины «Зоология». Теоретические знания и практические навыки, связанные с поиском, анализом и презентацией новейшей научной информации, отрабатываются и закрепляются на научном семинаре по биологии. Навыки преподавательской деятельности развиваются на педагогической практике. Научно-исследовательские навыки совершенствуются на производственной (научно-исследовательской) практике, научно-исследовательской деятельности и подготовке научно-квалификационной работы.
Основным содержанием научных исследований является систематика и таксономия некоторых групп членистоногих, структура и разнообразие фаун, структура и динамика популяций отдельных видов животных, структурно-функциональная организация сообществ, а также разработка методов мониторинга, охраны и восстановления численности редких и исчезающих видов животных.
Тематика исследований:
• систематика и таксономия некоторых групп беспозвоночных (ракообразные, пауки, сенокосцы, многоножки, насекомые).
• структура и разнообразие фауны некоторых групп беспозвоночных (водные моллюски, пауки, сенокосцы, многоножки, насекомые).
• экология и этология пауков и сенокосцев.
• экологическая физиология и демографическая характеристика популяций некоторых групп беспозвоночных из различных местообитаний.
• структурно-функциональные характеристики сообществ водных беспозвоночных.
• составление и ведение кадастра наземных позвоночных.
• разработка методов охраны и восстановления численности редких и исчезающих видов наземных позвоночных.
• орнитофауна Северной Палеарктики.
Профиль «Ихтиология»
Подготовку кадров высшей квалификации осуществляет кафедра зоологии позвоночных и экологии.
Руководитель аспирантуры – д.б.н., профессор Евгений Александрович Зиновьев.
Целью профиля является подготовка кадров высшей квалификации в области ихтиологии, способных заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Образовательная программа предусматривает формирование набора универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что достигается изучением дисциплин «История и философия науки», «Иностранный язык», «Перевод научного текста», «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы» и специальной дисциплины «Ихтиология». Теоретические знания и практические навыки, связанные с поиском, анализом и презентацией новейшей научной информации, отрабатываются и закрепляются на научном семинаре по биологии. Навыки преподавательской деятельности развиваются на педагогической практике. Научно-исследовательские навыки совершенствуются на производственной (научно-исследовательской) практике, научно-исследовательской деятельности и подготовке научно-квалификационной работы.
Основным содержанием научных исследований является систематика и экология некоторых групп рыб, морфобиологические особенности рыб из разнотипных водоёмов, структура и динамика популяций, структура и разнообразие ихтиофаун, а также разработка методов мониторинга, охраны и восстановления численности редких и исчезающих видов рыб.
Тематика исследований:
• видовая и внутривидовая структура хариусовых рыб Голарктики;
• морфобиологическая характеристика отдельных видов рыб;
• систематика и биология малоизученных рыб Северной Евразии;
• структура рационов и избирательность питания некоторых видов рыб региональной ихтиофауны;
• изучение закономерностей эволюции, популяционной и межвидовой изменчивости формы тела рыб методами геометрической морфометрии;
• изучение стабильности индивидуального развития и качества состояния окружающей среды с использованием величины флуктуирующей асимметрии фенотипических признаков рыб как индикаторного показателя;
• видовой состав и биология рыб разнотипных городских водоёмов;
• закономерности роста рыб разнотипных водоёмов;
• микроэлементный состав тканей и органов рыб в разнотипных водоёмах.
Профиль «Генетика»
Основное содержание программы аспирантуры
- изучение фундаментальных свойств живых систем наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живой природы;
- молекулярно-генетический анализ популяций растений, рыб и человека;
- определение полиморфных аллелей в геноме человека, включая генетическое тестирование предрасположенности к ациклическим видам спорта;
- определение нуклеотидных последовательностей и структурно-функциональный анализ геномов растений, животных и человека;
- изучение методов и достижений в области генетики микроорганизмов;
- формирование навыков работы в области генетического мониторинга биологических ресурсов и окружающей среды;
- ДНК-диагностики широкого профиля,
- владением инновационными геномными технологиями и их внедрением в научно-производственный комплекс Пермского края.
Базовая часть (9 зач. ед.):
История и философия науки, Иностранный язык (английский, немецкий, французский).
Вариативная часть (21 зач. ед.)
Психология высшей школы, Педагогика высшей школы, Научный семинар по биологическим наукам.
Дисциплины по выбору студента (7 зач. ед.):
Перевод научного текста (английский, немецкий, французский), Ботаника, Генетика, Зоология, Ихтиология, Микология, Микробиология, Почвоведение.
Практики и научно-исследовательская работа (48 зач. ед.)
Педагогическая практика, Производственная (научно-исследовательская) практика, Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы.
Итоговая государственная аттестация (9 зач. ед.)
Государственный экзамен, Научный доклад о результатах научно-квалификационной работы.
Профессиональная подготовка обучающихся
- демонстрирует знания о новых генетических технологиях;
- имеет базовые представления о геномике и протеомике, владеет навыками компьютерного анализа геномов;
- имеет представление о регуляторных генетических механизмах, действующих на разных уровнях организации живой материи;
- демонстрирует знания об основных закономерностях, современных длстижениях и проблемах генетики;
- владеет методами молекулярно-генетического и биоинформационного анализа.
Магистранты принимают участие в выполнении проектов Федеральной целевой программе, грантов, проектов; работают в лаборатории на самом современном оборудовании молекулярно-генетического цикла.
Примерные темы кандидатских диссертаций
1.Молекулярная диагностика генетической предрасположенности к мультифакторным заболеваниям человека.
2. Метагеномный анализ микробного сообщества залежей солей (Верхнекамское месторождение).
3. Молекулярно-генетический анализ и дифференциация популяций сосны обыкновенной на востоке Русской равнины
4. Молекулярно-генетический анализ некоторых популяций
LarixsibiricaLedeb. Пермского края
5. Влияние полиморфных вариантов генов на физические качества и результат спортсменов,занимающихся каратэ.
6. Молекулярно-генетический анализ некоторых пород лошадей.
7. Молекулярно-генетическая идентификация популяций
Larixsibirica Ledeb. и
Pinussylvestris L. в Пермском крае и в Кировской области.
8. Молекулярно-генетический анализ естественных популяций и искусственных стад стерляди (
Acipenserruthenus Brandt.).
9. Молекулярно-генетический анализ популяций пескаря обыкновенного и пескаря белоперого в Пермском крае.
10. Генетическое разнообразие линий-восстановителей фертильности пыльцы подсолнечника (
HelianthusannuusL.).
11. Исследование
bph-генов, контролирующих разложение ароматических соединений, бактерий микробного сообщества Анадырьского залива.

Объект генетических исследований стерлядь (Acipenser ruthenusL.)
Сбор растительного материала в горах Урала (аспиранты Нечаева Ю.С. и Бобошина И.В.)
Аспиранты работают на современном оборудовании молекулярно-генетического цикла
Профиль «Микология»
Подготовку кадров высшей квалификации осуществляет кафедра ботаники и генетики растений.
Руководитель аспирантуры – д.б.н., профессор Лидия Григорьевна Переведенцева.
Целью профиля является подготовка кадров высшей квалификации в области микологии, способных заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Образовательная программа предусматривает формирование набора универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что достигается изучением дисциплин «История и философия науки», «Иностранный язык», «Перевод научного текста», «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы» и специальной дисциплины «Микология». Теоретические знания и практические навыки, связанные с поиском, анализом и презентацией новейшей научной информации, отрабатываются и закрепляются на научном семинаре по биологии. Навыки преподавательской деятельности развиваются на педагогической практике. Научно-исследовательские навыки совершенствуются на производственной (научно-исследовательской) практике, научно-исследовательской деятельности и подготовке научно-квалификационной работы.
Основным содержанием научных исследований является изучение биологического разнообразия грибов, их микро- и макроструктуры, роли в экосистемах, оценка ресурсного потенциала съедобных и лекарственных макромицетов, разработка микологических методов биологической индикации состояния окружающей среды.
Тематика исследований:
• биоразнообразие и экология базидиальных грибов;
• микобиота естественных экосистем;
• мониторинг грибов особо охраняемых природных территорий;
• грибы как биоиндикаторы состояния окружающей среды;
•
ресурсы съедобных и лекарственных грибов.
Профиль «Почвоведение»
Подготовку кадров высшей квалификации осуществляет кафедра физиологии растений и микроорганизмов.
Руководитель аспирантуры – д.б.н., профессор, заведующая кафедрой Ольга Зиновьевна Ерёмченко.
Целью профиля является подготовка кадров высшей квалификации в области почвоведения, способных заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Образовательная программа предусматривает формирование набора универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что достигается изучением дисциплин «История и философия науки», «Иностранный язык», «Перевод научного текста», «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы» и специальной дисциплины «Почвоведение». Теоретические знания и практические навыки, связанные с поиском, анализом и презентацией новейшей научной информации, отрабатываются и закрепляются на научном семинаре по биологии. Навыки преподавательской деятельности развиваются на педагогической практике. Научно-исследовательские навыки совершенствуются на производственной (научно-исследовательской) практике, научно-исследовательской деятельности и подготовке научно-квалификационной работы.
Основным содержанием научных исследований является изучение разнообразия почв, структуры и функционирования почвенного покрова и почвоподобных образований природных и природно-техногенных ландшафтов, экологический мониторинг почв, разработка методов охраны и восстановления почв в природных и природно-техногенных ландшафтах, учёта, картографирования и управления почвенными ресурсами, изучение роли почв в процессах биологического продуцирования.
Тематика исследований:
• структура и функционирование почвенного покрова как компонента природно-техногенных ландшафтов;
• антропогенная трансформация и нарушение экологических функций почвы;
• разнообразие, свойства и функции почвоподобных образований;
• проведение и нормирование техногенных загрязнителей в почвах;
• экологический мониторинг почв;
• охрана, использование и ремедиация почв в техногенных ландшафтах;
• выявление ценных почвенных объектов, организация мониторинга и охраны редких и исчезающих почв;
• роль почв в формировании состава и функциональных свойств биопродукции;
•
учёт, картографирование и управление почвенными ресурсами.
Профиль «Физиология и биохимия растений»
Подготовку кадров высшей квалификации осуществляет кафедра физиологии растений и микроорганизмов.
Руководитель аспирантуры – доктор биологических наук, профессор Ольга Зиновьевна Еремченко.
Целью профиля является подготовка кадров высшей квалификации в области физиологии и биохимии растений, способных заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Образовательная программа предусматривает формирование набора универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что достигается изучением дисциплин «История и философия науки», «Иностранный язык», «Перевод научного текста», «Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы» и специальной дисциплины «Физиология и биохимия растений». Теоретические знания и практические навыки, связанные с поиском, анализом и презентацией новейшей научной информации, отрабатываются и закрепляются на научном семинаре по биологии. Навыки преподавательской деятельности развиваются на педагогической практике. Научно-исследовательские навыки совершенствуются на производственной (научно-исследовательской) практике, научно-исследовательской деятельности и подготовке научно-квалификационной работы.
Основным содержанием научных исследований является изучение ответа растений на внешние воздействия, физиолого-биохимические механизмы адаптации и устойчивости растений к абиогенным факторам окружающей среды.
Тематика исследований:
– влияние кислотности и щелочности корневой среды на состояние защитных систем, рост и развитие растений;
– механизмы устойчивости растений к комбинированному воздействию рН-уровня и засоления корневой среды;
– корневое питание и водный режим растений в условиях щелочности и NaCl-засоления корневой среды;
– специфика метаболизма растений, адаптированных к техногенному засолению;
– функционирование механизмов редокс-регуляции растений при стресс-воздействии факторов эдафической среды.