Факультеты

Погода в Перми

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеНовости в ТвиттереВидео на ЮтубМы на ФейсбукеМы в ИнстаграмМы в Телеграм


 





 

Направление «Экология и природопользование» (магистратура)





Профиль «Биоразнообразие и охрана природы»

 
Основное содержание образовательной программы
– биоразнообразие на разных уровнях организации жизни;
– основы природопользования;
– основы экологического мониторинга;
– правовые основы природопользования и охраны окружающей среды.

Нормативный срок освоения ОП составляет 2 года (по 3 триместра в каждом учебном году). Трудоемкость – 120 зачетных единиц (4320 час.).

Базовая часть (12 – 18 зач. ед):
Иностранный язык (английский), История и методология биологии, Компьютерные технологии в экологии и природопользовании, Современные проблемы экологии и природопользования, Философские проблемы естествознания.

Вариативная часть (30 – 48 зач. ед.):
Биоразнообразие и методы его оценки, Большой практикум «Биоразнообразие и охрана природы», Большой практикум по биоразнообразию микроорганизмов, Геоинформационные системы, Наземные экосистемы, Современные педагогические технологии, Экосистемы континентальных водоемов.

Дисциплины по выбору студента (18 зач. ед):
Компьютерный анализ биологических данных, Математическое моделирование экологических процессов, Радиоэкология, Экология почв, География почв мира, География растений, Зоогеография, Агроэкология, Биоценологические основы паразитологии, Экология грибов, Экология позвоночных животных, Экологическая эпидемиология, Экология насекомых, Экология растений, Экологическая токсикология, Экология микроорганизмов.

Практики и научно-исследовательская работа (51 – 66 зач. ед.):
Научно-исследовательская практика "Биоразнообразие и охрана природы", Научно-исследовательская работа "Биоразнообразие и охрана природы", Научно-исследовательский семинар по биологии, Научно-педагогическая практика, Преддипломная практика.

Государственная итоговая аттестация (6 – 9зач. ед.):
Государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы.
Факультатив (3 зач. ед.)

Профессиональная подготовка студентов связана со следующими видами деятельности:
– проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению;
– оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природных комплексов;
– проектирование типовых природоохранных мероприятий;
– проведение оценки воздействий планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду;
– выполнение экологического мониторинга;
– анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;
– проведение экологической экспертизы различных видов проектного задания; – разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;
– разработка систем управления охраной окружающей среды предприятий и производств.

Выпускные квалификационные работы выполняются на разных кафедрах биологического факультета, имеют экологическую направленность и связаны с основными научными направлениями кафедр.


Изучение ресурсных видов грибов на рынке



Рис.  Изучение флоры ООПТ «Подкаменная гора»


Кумикушские озера, места гнездования краснокнижных краснозобых и чернозобых гагар

 





Профиль «Окружающая среда и здоровье человека»

 
Основное содержание образовательной программы

• социально-демографические и биологические составляющие здоровья человека, критерии его оценки;
• принципы формирования здорового образа жизни;
• роль и механизмы адаптации человека к факторам окружающей среды;
• анализ риска для здоровья населения, методика определения экологического ущерба;
• методы математического моделирования медико-биологических систем для решения практических задач.

Содержание образования

Общенаучный цикл (15 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Компьютерные технологии в экологии и природопользовании, Философские проблемы естествознания, Математическое моделирование экологических процессов, Научные основы тестирования.
Дисциплины по выбору: Геоинформационные системы, Компьютерный анализ экологических данных, Технологии дистанционного обучения.
 
Профессиональный цикл (40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Современные проблемы экологии и природопользования, Анализ риска здоровью человека, Биологические и социально-демографические основы здоровья, Биоэтика человека, Большой практикум "Окружающая среда и здоровье человека", Моделирование медико-биологических процессов, Оценка последствий воздействия техногенной среды на человека.
Дисциплины по выбору: Радиоэкология, Техногенная среда обитания человека, Техногенно обусловленная патология человека, Экологическая эпидемиология, Адаптация человека к факторам среды обитания, Экологический потенциал человечества, Медико-экологические проблемы, Экология человека, Наследственность и наследственные болезни, Эколого-медицинский мониторинг.
 
Практики и научно-исследовательская работа (61 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика "Окружающая среда и здоровье человека", Научно-исследовательская работа "Окружающая среда и здоровье человека", Научно-педагогическая практика.
 
Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)

 

 
В рамках профиля «Окружающая среда и здоровье человека» ведутся работы по изучению влияния техногенных факторов среды обитания на состояние здоровья человека и популяции в целом; исследуются механизмы негативного действия техногенных факторов на процессы адаптации и выживания человека; разрабатываются технологии сохранения здоровья человека, повышения резистентности органов и систем к меняющимся факторам среды обитания. Отдельным направлением исследований является установление причинно-следственных связей негативного воздействия техногенных факторов среды обитания и отклонений в здоровье отдельных групп населения и популяции в целом. На основе теории рисков разрабатываются наиболее перспективные мероприятия по предотвращению ущербов здоровью, связанных с техногенными факторами. 

Профессиональная подготовка студентов
Детальное представление о закономерностях физического развития человека;
Умение планировать и проводить исследования, направленные на изучение проблем техногенно-обусловленной патологии человека.
Навыки применения системы эколого-медицинского мониторинга для определения состояния здоровья и риска заболеваемости населения.
 
В период проведения практики используется оборудование лабораторий Федерального бюджетного учреждения науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», лаборатории клеточных биотехнологий ПГНИУ и «Родококкус центра ПГНИУ».
 
 
Примерные темы выпускных квалификационных работ
Иммунологические аспекты производственно-обусловленной патологии.
Риск производственно-обусловленной патологии у работников металлургического производства.
Нарушения углеводного обмена у работающих на предприятиях нефтедобычи.
Анализ социально-экономических факторов, образа жизни работников металлургического предприятия (на примере Соликамского магниевого завода).
Нарушения формирования костно-мышечной системы у детей урбанизированных территорий.
Использование ГИС-технологии для зонирования территории Пермского края с учетом геоэндемичных факторов.
Социально-поведенческие факторы риска здоровью работников предприятия Пермского края с высоким уровнем профессионального воздействия магния
 
Выпускники образовательной программы могут поступить в аспирантуру университета по направлению «Науки о земле».



Профиль «Экология почв в природно-техногенных ландшафтах»

Содержание образования

Общенаучный цикл (15 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Компьютерные технологии в экологии и природопользовании, Математическое моделирование экологических процессов, Научные основы тестирования.
Дисциплины по выбору: Геоинформационные системы, Компьютерный анализ экологических данных, Технологии дистанционного обучения.

Профессиональный цикл (40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Современные проблемы экологии и природопользования, Геохимия природных и техногенных ландшафтов, Экология почв, Антропогенные почвы, Физико-химические методы исследования почв, Биодиагностика и биотестирование почв, Экологический мониторинг почв, Математические методы в почвоведении.
Дисциплины по выбору: Классификация, диагностика и география почв России, География почв мира, Агрохимия, Агроэкология, Основы растениеводства, Адаптация растений к химическому загрязнению, Почвенная зоология, Экология микроорганизмов, Биодиагностика и биотестирование почв, Техногенная среда обитания человека.
 
Практики и научно-исследовательская работа (61 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика Экология почв в природно-техногенных ландшафтах, научно-педагогическая практика.
 
Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)
 

Основное содержание профессиональных дисциплин образовательной программы
Геохимическая организация и функционирование природно-техногенных ландшафтов; 
антропогенная трансформация и нарушение экологических функций почвы; 
разнообразие, свойства, функции антропогенно-измененных почв и почвоподобных образований; 
поведение и нормирование техногенных загрязнителей в почвах; 
биологическая активность трансформированных почв; 
экологический мониторинг почв; 
охрана, воспроизводство и использование почв в природно-техногенных ландшафтах.
 
 

 
В рамках образовательной программы выполняются выпускные квалификационные работы по проблемам техногенного загрязнения почв, систематизации и экологических функций антропогенно-измененных почв и почвоподобных образований, биологической активности почв, почвенно-экологического картографирования урбанизированных и техногенных ландшафтов, биотестирования и биодиагностики почв.
 
Профессиональная подготовка студентов
Глубокие знания о закономерностях формирования и функционирования почвенного покрова в природно-техногенных ландшафтах;
Умение оценить состояние почвенного покрова в природно-техногенных ландшафтах.
Готовность решать научно-исследовательские и научно-технические задачи в области экологических проблем.
 
Участие студентов в грантах
РФФИ-Урал «Эколого-генетическое разнообразие почв Пермского края в связи с созданием красной книги почв», 2008-2009 гг.
Госзаказ Минобрнауки РФ, проект «Природно-антропогенная эволюция почвенного покрова (на примере Западного Урала», 2010-2011 гг.
РФФИ-Урал «Биогеохимические закономерности формирования качества и безопасности биопродукции Пермского края», 2011 г.
Госзаказ Минобрнауки РФ, проект «Охрана, воспроизводство и использование почвенных ресурсов Пермского края», 2012-2013 гг.
 

 
Примерные темы выпускных квалификационных работ
Редкие и исчезающие почвы Пермского края: состояние и охрана.
Почвы и почвоподобные образования городов Прикамья: разнообразие, экологическое состояние, функции.
Почвы и почвоподобные образования в техногенных ландшафтах: разнообразие, экологическое состояние, функции.
Экологическое состояние почв зеленой зоны городов Прикамья.
Трансформация почв в зоне подтопления Камским водохранилищем.
Биотестирование экологического состояния почв в природно-техногенных ландшафтах. 
Экологическое состояние урбоагропочв городов и поселков Пермского края.
Почвенно-биогеохимическое районирование Пермского края.
Почвенно-экологическое картографирование урбанизированных территорий
 
Выпускники образовательной программы могут поступить в аспирантуру университета по направлению «Науки о земле».

Поделиться информацией: