Факультеты

Погода в Перми

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеМы в ОдноклассникахНовости в ТвиттереВидео на ЮтубМы на ФейсбукеМы в ИнстаграмМы в Телеграм


 





 

Научно-исследовательская деятельность кафедры

Основное научное направление кафедры – функциональная стилистика. Пермская школа стилистики была создана в 60-х гг. ХХ в. проф. М. Н.Кожиной, которая одной из первых в российском языкознании обратилась к речеведению, т.е. изучению вопросов функционирования языка. В рамках этого направления М.Н.Кожиной была разработана теория функциональных стилей, определены стилеобразующие экстралингвистические факторы, обоснована новая научная дисциплина – функциональная стилистика. Учениками М.Н.Кожиной разносторонне исследованы тексты социально значимых сфер коммуникации – научной, официально-деловой, религиозной, массовой. Результаты исследований нашли отражение в докторских и кандидатских диссертациях, а также ряде весомых публикаций, важнейшей из которых является «Стилистический энциклопедический словарь русского языка» (М., Флинта, Наука, 1-е изд. 2003, 2-е изд. 2006) (см.: Важнейшие публикации кафедры). С учетом накопленных фундаментальных знаний о закономерностях функционирования языка в условиях изменяющегося социума Пермская стилистическая школа стала всероссийским центром по исследованию глубинных закономерностей мыслительной деятельности и ее отражения в тексте (см.: Межвузовские сборники научных трудов, отражающие проблематику Пермской школы функциональной стилистики).
На кафедреуспешно работает аспирантура по специальности 10.02.01 – русский язык. Аспиранты вовлекаются в научные связи с зарубежными коллегами в Польше, Китае, странах Балканского полуострова и имеют возможность публиковать свои работы в престижных международных научных журналах «Stylistyka» (Польша), «Стил» (Сербия). С 2013 г. на кафедре работает научный семинар «Актуальные проблемы речеведения» (рук. проф. Е.А.Баженова).

Проблематика перспективных научных исследований:
– определение факторов, приводящих к сдвигам в системе функциональных стилей;
– анализ механизмов развертывания и свертывания смысловой структуры текста для его представления в информационных системах;
– исследование лингвистических особенностей Интернета как новой речевой среды;
– выявление изменений в использовании дотекстовых и текстовых единиц русского языка, обслуживающих разные сферы коммуникации;
– разработка научных принципов редактирования текста;
– анализ речевой индивидуальности ученого;
– изучение толерантности / интолерантности в речевой коммуникации;
– выявление факторов, обеспечивающих гармонизацию текста;
– лингвистический аспект диалога культур в полиэтническом обществе и др.

Поделиться информацией: