Факультеты

Погода в Перми

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеМы в ОдноклассникахНовости в ТвиттереВидео на ЮтубМы на ФейсбукеМы в ИнстаграмМы в Телеграм


 





 

Направление «История» (магистратура)

Профили: Теория и практика прикладных исторических исследований; Историческая политика
ФГОС, ОП, примерные учебные планы
Вступительные экзамены, минимальные баллы



Профиль «Теория и практика прикладных исторических исследований»

Выпускающая кафедра: кафедра новейшей истории России.

Специфика разрабатываемой программы заключаются в том, что она
- продвигает в образовательную практику российской высшей школы подходы и принципы «публичной истории» – исторического знания, опирающегося на  профессиональные традиции «академической» истории, но функционирующего в публичном пространстве;
 - предлагает спектр оригинальных курсов, разрушающих традиционные проблемно-тематические барьеры;
- уделяет большое внимание языковой подготовке студентов: часть курсов читается  на английском языке;
- носит сетевой характер, основывается на тесном партнерстве в рамках образовательной программы классического университета и музеев Перми; уделяет особое внимание «внесистемному», массовому любительскому занятию историей в условиях триумфального шествия новых медиа, делает объектом пристального внимания институции и практики «самодеятельной» истории «снизу».

Актуальность и востребованность программы
Подготовка специалистов, знакомых с теорией и практикой прикладных исторических исследований, отвечает на такие современные запросы, как растущее вовлечение исторического знания в неакадемические сферы, активная историческая политика на общенациональном и региональном уровнях, инструментализация истории в старых и новых медиа и в массовой культуре.

Программа учитывает региональную ситуацию на рынке интеллектуального труда, важнейшие характеристики которой – это слабая территориальная мобильность выпускников вузов, скрытая безработица специалистов в сфере исторического знания, часто вынужденных трудоустраиваться в отраслях, очень далеких от профессиональных занятий историей.

В рамках данной образовательной программы рассматриваются такие актуальные тенденции в развитии исторического знания, как «медиализация» истории, наполнение медиа историческим контентом, поглощение медиа-рынком специалистов с высшим историческим образованием, формирование медийных социальных сообществ («цифровых диаспор» и т.д.).

Смена акцентов в социальной востребованности исторического знания, выраженная в формуле «от постижения истории – к потреблению истории», имеет общенациональный и международный характер, что делает чрезвычайно востребованными экспертов, знакомых с историей, практиками и технологиями бытования истории в публичном пространстве и прикладных исторических исследований.

В российском историческом сообществе и в вузовской среде постепенно утверждается представление о необходимости подготовки экспертов, получивших специализированную подготовку по направлению «Публичная история» («Прикладная история» / «История в публичном пространстве»). Этот формат исторического знания, уже укорененный в традициях вузовского образования многих стран мира, сегодня получает точечное развитие в ряде российских университетов: в Российском государственном гуманитарном университете, в Московской высшей школе социальных и экономических наук, в Высшей школе экономики.

На региональном уровне образовательные программы по публичной / прикладной истории еще не получили широкого продвижения. Новая образовательная программа «Теория и практика прикладных исторических исследований» ставит перед собой задачу внедрения в образовательные программы высшего исторического образования представлений о многогранности публичной истории, о необходимости использования образовательного потенциала музейных институций в подготовке специалистов по публичной истории, о важности формирования проектных компетенций у выпускников магистратур.

К руководству выпускными квалификационными работами привлекаются д.и.н., профессора кафедры И.К. Кирьянов, М.Н. Лукьянов, Г.А. Янковская, С.И. Корниенко; к.и.н., доцент Л.А. Обуховд., д.и.н., профессор К.И.Шнейдер и другие ведущие преподаватели факультета.


Сведения о научном руководителе
Галина Александровна Янковская – д.и.н., профессор кафедры новейшей истории России, автор более 70 работ по социальной и культурной  истории России, визуальным исследованиям, методологии исторического знания, главный редактор научного журнала «Вестник Пермского университета. Серия «История» (входит в список ВАК РФ), руководитель отдела по научным исследованиям и музейной педагогике Музея современного искусства, Пермь.




Профиль «Историческая политика»

Выпускающая кафедра: кафедра древней и новой истории России.

Термин «историческая политика» появился в европейском интеллектуальном пространстве в середине 1980-х гг. и был прочно связан с изучением механизмов функционирования коллективной памяти. Историческая политика не занимается историей политики, а ориентирована на исследование феномена политизации истории.

В настоящее время в разных странах, в том числе в России, в политической сфере происходят настоящие сражения за историю, что приводит к активному политическому использованию исторического знания. Предметом противостояния становятся те или иные исторические события в их разнообразной интерпретации, ритуализация и коммеморация исторической практики, институционализация исторической памяти. Все эти процессы связаны с политическим использованием истории на всех уровнях – академическом, общественном, государственном. Достаточно посетить книжный магазин или послушать практически любое ток-шоу по телевидению чтобы оказаться в центре так называемых «боев за историю».

Все это находит прямое отражение в повседневной жизни людей. Появляются новые праздники и забываются прежние, законодательно устанавливаются границы канонической интерпретации отдельных событий, сооружаются современные памятники и памятные знаки, кодируюшие официальные и неофициальные преференции заказчиков, меняется содержание учебного материала по истории, возникают жесткие споры в музейном и выставочном пространстве, исторические сюжеты становятся не только темой ожесточенных дискуссий в политосфере, но и едва ли не в каждом семейном кругу.

Каким образом происходит конструирование истории в политическом пространстве? Какую роль в этом процессе играют различные институции – архивы, библиотеки, общественные организации, политические партии, медиа и интернет ресурсы, школы, вузы, музеи, театры, местные и центральные государственные органы? Как формируется и реализуется политический заказ на «правильную версию истории»? Эти и другие проблемы мы приглашаем исследовать всех желающих в рамках новой образовательной программы. Среди читаемых курсов – «Память в пространстве исторического знания», «Историческая политика», «Историческое конструирование и масс-медиа», «Политическая мифология: исторический опыт России», «Гендерные исследования в современном социогуманитарном знании», «Археология в контексте конструирования истории» и многие другие. Предполагается сотрудничество с другими академическими центрами.

Сведения о научном руководителе
Шнейдер Константин Ильич – доктор исторических наук, профессор кафедры древней и новой истории России ПГНИУ. Сфера научных интересов – интеллектуальная история, методология истории, история России XIX – XX вв.

Поделиться информацией: