Художественные закономерности мирового литературного процесса

Краткое описание направления
Направление сформировалось на кафедре литературы Пермского университета во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. Изучение художественных закономерностей и типологии мирового литературного процесса, предусматривающее анализ закономерностей развития художественных методов, литературных направлений, стилевых течений, жанров, литературных традиций, поэтических систем и т. п., противостояло господствовавшим в 1940–1950-е гг. вульгарно-социологическим и эмпирическим исследованиям. Анализ мирового историко-литературного процесса проводился и проводится как типологическое описание принципов взаимодействия литературы и других форм общественного сознания, социокультурных особенностей развития региональных и национальных литератур, поэтологических особенностей творчества ведущих писателей европейского и североамериканского ареалов, как осмысление динамики национальных и региональных культур в связи с тенденциями развития мировой литературы. Одновременно одним из аспектов научного направления стало изучение художественных взаимодействий и типологических схождений зарубежной и русской литератур XVIII – XX вв.
Этапом, продемонстрировавшим окончательное оформление школы, можно считать проведение в 1964 г. Пермским университетом Всесоюзной конференции по проблемам типологии литературного процесса. В 1965 г. кафедра литературы разделилась на две самостоятельные кафедры: кафедру русской литературы и кафедру зарубежной литературы (с 1999 г. – кафедра мировой литературы и культуры). Кафедра зарубежной литературы сосредоточила внимание на изучении типологии мирового литературного процесса, а кафедра русской литературы – соответственно на типологии русского литературного процесса.
Кафедра мировой литературы и культуры ведет исследовние в русле проблем соотношения главных эстетических особенностей мирового литературного процесса и творчества конкретных писателей и ведущих национальных литературных систем стран Западной Европы и Америки. Кроме того, активно развивается теоретико-литературный аспект анализа динамики мирового литературного процесса.
С 1980-х гг. типологическое изучение историко-литературного процесса в работах ученых кафедры сочетается с исследованием литературы в контексте различных форм духовной культуры – философии, религии, политики, различных видов искусства – живописи, театра, кино, музыки и др., процесса межкультурной коммуникации в целом. Кафедра стала инициатором проведения с 2003 г. ежегодной, вначале российской, а затем и международной, научной конференции по исследованию мировой литературы в контексте культуры.
 
Избранные публикации, характеризующие направление
Серии межвузовских сборников научных трудов:
1.         Метод, жанр и стиль в прогрессивных литературах Запада / Пермский ун-т. Пермь, 1966–1976.
2.         Традиции и взаимодействия и в мировой литературе / Пермский ун-т. Пермь, 1983–2002.
3.         Проблемы метода и поэтики в мировой литературе / Пермский ун-т. Пермь, 1985–2005.
4.         Библия и национальная культура / Пермский ун-т. Пермь, 2004–2005.
5.         Мировая литература в контексте культуры / Пермский ун-т. Пермь, 2006–2010.
Другие публикации:
6.         Lyubimova A. Proskurnin B. H.G.Wells in Russian Literary Criticism, 1890s – 1940s // The Reception of H.G.Wells in Europe / ed. Patrick Parrinder, John S. Partington. London; New York: Thoemmes Continuum, 2005. P.63–73.
7.         Bochkareva N. The novel of culture, its theoretical and historical poetics // Cahiers de l’echinox Vol.16. Fortunes et infortunes des genres littéraires en Europe / ed. Saulo Neiva, Alain Montandon. Cluj, România, 2009. Р.371–379.
8.         Bochkareva N. Vasilij Kamenskij and Aubrey Beardsley: vulgar Russia versus refined Britain // Acta litteraria comparative: Transformations of the European Landscape: Encounters between the Self and the Other. Vilnius: VPU leidykla, 2010–2011. Р. 322–337.
9.         Бочкарева Н.С. Роман о художнике как «роман творения»: генезис и поэтика / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2000. 252с.
10.     Проскурнин Б.М.Английский политический роман XIXвека: Очерки генезиса и эволюции / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2000. 285 с.
11.     Проскурнин Б.М.Динамика характерологии в литературе рубежа веков (предварительные заметки в свете исторической поэтики) // Филологические заметки. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2002. Вып. 1. С. 270 -282.
12.     Бочкарева Н.С.Романы странствия И.В.Гете и А.Битова // Гете в русской культуре ХХ века / под ред. Г.В.Якушевой. М.: Наука, 2004. С. 190–200.
13.     Бочкарева Н.С.«Последнее завещание Оскара Уайльда» П.Акройда в контексте культуры // Мова iкультура. Киев, 2004. Вып.7. Т.9. С. 29–37.
14.     Бочкарева Н.С., Мамонова Е.Ю.Мотив «второго рождения» в культуре и литературе ХХ века // Русское литературоведение в новом тысячелетии. М., 2004. Т.2. С. 37–40.
15.     Проскурнин Б.М.Почему Джордж Элиот недооценена в современной России, или О пользе зарубежного взгляда на российскую англистику // Вопр. лит. 2005. № 2. Март-Апрель. С. 261–274.
16.     Проскурнин Б.М.Динамика художественного психологизма в мировой литературе на рубеже XIX– XXвеков // Anglistika: сб. ст. по литературе и культуре России и Великобритании. М.: МГПУ, 2005. Вып. 10. С. 33–52.
17.     Бочкарева Н.С., Суслова И.В.«Роман о романе» в русской и французской литературах 20-х гг. ХХ в.: к проблеме типологии // На пути к произведению: К 60-летию Н.Т.Рымаря. Самара, 2005. С. 150–185.
18.     Бочкарева Н.С. Чайковский – Дягилев – Пруст: гипотеза о музыкальной фразе Вентейля // С.П.Дягилев и современная культура: материалы Междунар. симпозиума – VIДягилевских чтений. Пермь, 2007. С. 46–53.
19.     Бочкарева Н.С., Шварева Е.В.Литературный автопортрет Павла Филонова (на материале дневников художников) // Dzienniki, notatniki, listypisarzyrosyjskich. StudiaRossicaXIX/ Red. naukowa: AlicjaWolodzko-Butkiewicz, LudmilaLucewicz. Warszawa, 2007, s.215–226.
20.     Проскурнин Б.М.Джордж Элиот и английская литература ХХ века // Английская литература от XIXвека к XX, от XXк XIX. Проблема взаимодействия литературных эпох. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 43–83.
21.     Проскурнин Б.М.Реализм? Модернизм? Постмодернизм? Пост-постмодернизм? Размышления о современной британской прозе // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2010. № 6 (12). С. 209–214.
22.     Бочкарева Н.С., Суслова И.В. Роман о романе: преодоление кризиса жанра (на материале русской и французской литератур 20-х годов XX века) / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 206 с.
23.     Бочкарева Н.С., Пикулева И.А. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 254 с.
 
Наиболее значимые фундаментальные и прикладные проекты
1.   Грант РГНФ 03-04-00196а «Джордж Элиот Романное искусство и философский контекст». 2003–2005 гг.
2.   Грант Миннауки и образования РФ – ЕЗН 1.2.10 «Формы выражения кризисного сознания в культуре и литературе рубежа веков». 2010–2011 гг.
3. Грант РГНФ № 10-03-82305 а/У «Языки региональной культуры: пермская художественная книга». 2010–1011 гг.
 
Подготовка научных кадров
Аспирантура по специальности 10.01.05 – Литература народов стран зарубежья. Присуждается ученая степень кандидата филологических наук.
Аспирантура по специальности 10.01.08 – Теория литературы и текстология. Присуждается ученая степень кандидата филологических наук.

Международная научная и образовательная деятельность по направлению
1.   Международный проект по созданию Регионального центра изучения английской истории, культуры и литературы ХIХ века («Викторианский центр»). 1994–1997гг.
2.   Международный проект «Восприятие творчества Г.Дж.Уэллса в Европе». 2002–2005 гг.
3.   Международный проект «Современная британская литература в российских вузах». 2005–2012 гг.
4.   Международный проект «Восприятие творчества Джордж Элиот в Европе». 2011–2013 гг.
5.   Цикл лекций по русско-зарубежным литературным связям и типологическим схождениям (университет г.Тюбинген, ФРГ). Ноябрь 2001 г.

Поделиться информацией: