Информационные технологии в образовании

Базовые подразделения
Кафедры информационных технологий и прикладной математики и информатики.
 
Краткое описание направления

Исследования направлены на решение научно-методических проблем информатизации образования. Их целью является повышение эффективности и качества общего и профессионального образования.

Сформулированы требования к ИКТ-компетентности различных категорий участников системы образования на ступенях общего и профессионального образования – учащихся и преподавателей, работников административно-управленческого персонала; разработаны единые базовые диагностируемые требования к инвариантной относительно специальности составляющей ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов и учителей школ;
разработаны профильные диагностируемые требования, увязанные с направлениями подготовки; исследованы содержание, формы и технологии повышения квалификации работников образования по ИКТ; исследованы возможности ИКТ в изучении основных циклов дисциплин общего образования.
Разработаны принципы построения высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета и информационно-аналитической системы поддержки функционирования такой среды.

Исследованы возможности компьютерного математического моделирования в подготовке учителей информатики и математики, проведен анализ базовых понятий, структуры образовательной области «Информатика» с целью выявления в ней места курса «Компьютерное моделирование»; выделены структурные элементы, которые составляют указанный курс; разработано содержание курса; выделены соответствующие знания и умения; разработана методика обучения проведению исследования объекта с построением математической модели и дальнейшим компьютерным экспериментом.

Сформированы научно-методические принципы построения содержания, методики преподавания и учебно-методического обеспечения общеобразовательного курса информатики для основной школы. Разработаны принципы методики преподавания информатики в общеобразовательной школе на базовом и профильном уровне и согласования содержания курса информатики в профильной школе с содержанием подготовки ИТ-специалистов в системе ВПО; а также принципы подготовки учителей информатики.

Разработаны научно-педагогические принципы, построена модель единого регионального информационного образовательного пространства, латентно содержащего в себе, с одной стороны, возможность интеграции в общероссийское и мировое образовательное пространство, а с другой – оставляющего достаточную свободу выбора путей практической реализации. Определены принципы построения системы информационного обеспечения общего образования региона с использованием как традиционных методов, так и всех видов современных технических средств. Разработаны формы и содержание подготовки и переподготовки всех видов педагогических кадров для решения задач информатизации образования на региональном уровне.
 
Избранные публикации, характеризующие направление
1. Khenner Е.К., Shestakov А.P.The «Mathematical Modeling» Course for Russian’s Schools: its Aim, Methods and Content. In «Teaching&Learning Mathematical Modeling». Albion Publishing Chichester, 1997.
2. Khenner Е.К., Knyazev A.A.Information and Computer Technologies in the Russian School. In “Opening Windows to Change – a case study of sustained international development”. Oxford Studies in Comparative Education / Ed. by John Sayer. Symposium Books, 2002.
3. Хеннер Е.К., Шестаков А.П.Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения. Информатика и образование // 2004. №12.
4. Семакин И.Г.Грамотность, образованность, культура. // Там же. 2002. №1. C.21–24.
5. Семакин И.Г.От целей образования к содержанию школьной информатики // Там же. 2002. №2. С. 27–31
6. Хеннер Е.К.Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования // Информатизация образования и науки. 2009. №2. С. 71–85.
7. Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К.Анализ структуры подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в российскойсистеме высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2010. №3. С. 135–151.
8. Хеннер Е.К.Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. 188 с.
9. Семакин И.Г. , Хеннер Е.К.Профильное обучение в школе как этап подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям // Информатизация образования и науки. 2011. № 1. С. 3–11.

Наиболее значимые проекты, выполненные в рамках направления

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Проект «Разработка модели и интеллектуальной информационной системы поддержки информационной образовательной среды инновационного университета». 2009–2011 гг.

Аналитическая ведомственная целевая программа Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы». Проект «Развитие моделей, методов и технологий создания и использования информационных ресурсов для подготовки специалистов в сфере информатики и информационных технологий в системе высшего профессионального образования». 2009–2011 гг.

ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (Москва). «Создание научно-методического обеспечения отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности». 2008 г.

Аналитическая ведомственная целевая программа Рособразования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы». Проект «Разработка концепции и технологии обучения информатике в классическом университете в условиях высокоразвитой информационно-образовательной среды». 2008 г.

Правительство Пермского края. Разработка краевой целевой программы «Электронное Прикамье (2008–2010 гг.)». 2007 г.

Подготовка научных кадров

Аспирантура по специальности 13.00.02 –Теория и методика обучения информатике.

Международная научная и образовательная деятельность по направлению

Британско-российский проект Bridge, участники – Пермский государственный университет, университет г. Рединга (Великобритания). 2008–2011.
ПроектИнститута ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Повышение квалификации в области использования ИКТ в профессиональной деятельности». Участие в проведении учебных семинаров для работников образования Республики Азербайджан г. Баку, 2003г. и Республики Армения, г.Ереван, 2004 г.

Поделиться информацией: