Проектирование образовательных процессов и систем в условиях модернизации образования

Базовое подразделение: кафедра образовательных технологий высшей школы.
 
Краткое описание направления
Разработка философско-методологических и психолого-педагогических основ гуманитарного проектирования в образовании.

Исследование социального хронотопа образовательных процессов развития и воспроизводства педагогического знания. Разработка концепции субъектного смыслостроительства в образовании.

Исследование парадигмального сдвига в образовании. Определение принципов, условий, возможностей и ограничений развития инновационных образовательных систем.

Разработка методологии проектирования образовательных систем, принципов комплементарной реализации социотехнического и гуманитарного подходов к развитию образования. Определение эффективных механизмов модернизации образовательных систем институционального, муниципального и краевого уровней.

Формирование теоретических и методических оснований проектирования открытых сетевых образовательных систем.

Определение принципов тьюторского сопровождения учащихся и студентов в образовательных системах различного уровня и направленности. Разработка теоретических и методических обоснований образовательных технологий, направленных на актуализацию самостоятельной образовательной деятельности учащихся и студентов.

Разработка концепции личного образования, принципов и технологий формирования индивидуальных образовательных траекторий, методов построения пространства выбора в общем и профессиональном образовании. Разработка интерактивных образовательных технологий тьюторского сопровождения старшеклассников и их родителей, студентов вузов, работающей молодежи.

Разработка методов и принципов объективации предметных, метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности. Экспериментальная апробация системы инновационных образовательных практик, направленных на достижение метапредметных и личностных результатов в образовании.

Разработка концептуальных подходов и методик реализации бально-рейтинговых систем оценки образовательных результатов в среднем и высшем образовании.
Разработка и экспериментальная апробация эффективных методов актуализации образовательного целеполагания субъектов образовательного процесса (родителей, учащихся, работодателей).
 
Избранные публикации, характеризующие направление
1. Имакаев В.Р.Педагогическое знание // Философские науки. 2005. № 3. С.104-124.
2. Имакаев В.Р.Педагогическая реальность: проектно-коммуникативный подход // Высшее образование в России. 2006. № 7.
С. 47 - 53.
3. Имакаев В.Р.Учитель и ученик: сотворчество образовательной реальности // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 113 - 120.
4. Имакаев В.Р.Герменевтический подход к построению содержания образования // Философские науки. 2007. № 5. С. 115 - 136.
5. Имакаев В.Р., Гаврилов Н.А., Хеннер Е.К.Модель открытой организации профильного обучения на региональном уровне// Образование и наука. 2007. № 12. С. 15 -23.
6. Имакаев В.Р. Образовательная реальность: хронотоп, знание, коммуникация. // Наука. Философия. Общество: материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск: Параллель, 2009. Т. III. С. 350 -351.
7. Проектирование образовательной деятельности базовых школ Пермского края: сб. науч. и метод. матер. / под общ. ред. О.Н. Новиковой; РИНО ПГУ. Пермь, 2010. 124 с.
8. Имакаев В.Р.Модернизация основной школы: преодоления образовательного иждивенчества. // Народное образование. 2010. № 10. С. 211 - 220.
 
Наиболее значимые проекты в сфере фундаментальных исследований, выполненные в рамках направления
1. «Разработка и апробация сетевой модели научно-методического сопровождения базовых школ в рамках университетских округов». Госконтракт Министерства образования Пермского края. 2009 г.
 
Наиболее значимые проекты в сфере прикладных исследований, выполненные в рамках направления (в т.ч. по заказам предприятий)
1. Комплексное научно-методическое сопровождение процессов обучения, воспитания, разработки образовательных программ базовых школ Пермского края. Госконтракт Министерства образования Пермского края. 2010 г.
2. Комплексное научно-методическоеобеспечение процессов обучения, воспитания и достижения учащимися основной ступени общего образования метапредметных и личностных результатов в условиях перехода общеобразовательных учреждений Пермского края на образовательные стандарты второго поколения. Госконтракт Министерства образования Пермского края. 2011 г.
 
Подготовка научных кадров
Подготовлены 1 кандидат и 1 доктор философских наук. Ведется подготовка 2 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата педагогических и доктора философских наук.

Поделиться информацией: