Управление социально-экономическим и политическим развитием

Базовое подразделение: кафедра государственного и муниципального управления.
 
Краткое описание направления
Актуальность научного направления кафедры обусловлена объективной необходимостью выявления новых процессов и движущих сил, протекающих, действующих и взаимодействующих в российских регионах, которые сегодня становятся главным полигоном, основной площадкой для различных преобразований, модернизационной и инновационной деятельности во всех сферах экономики, социально-политической жизни и управления.

Исследования направлены на выявление и создание региональных моделей управления, предполагающих эффективное использование человеческого потенциала, который становится одной из стратегических целевых установок регионального развития в модернизационных процессах на территории; на осмысление социоэкономики в пространственно-временном континууме региона. Изучаются возможности функционально-целевой модели регионального стратегического управления социально-экономическими процессами.

Анализируются политические, социальные, экономические факторы региональной политики на уровне субъекта РФ, необходимые для экономического роста и устойчивого социального развития, адекватные специфике общественно-экономического уклада конкретного региона.

Определены методологические подходы к разработке модифицированного индекса развития человеческого потенциала (МИРЧП), включающие: а) средневзвешенное значение между индексами экономического развития, здравоохранения и образования; б) индекс экономического развития, определяемый через относительный уровень валового муниципального продукта на одного жителя; в) индекс уровня развитости системы здравоохранения, рассматриваемый на основе имеющейся статистической информации, индекс образования, состоящий из показателя доли учащегося населения; г) максиминные значения, используемые в качестве границ для каждого показателя.

В ходе исследований выявлено, что интегральный показатель качества жизни населения той или иной территории, в частности, региона и муниципального образования, который обобщает и аккумулирует совокупность различных показателей и индикаторов «социального кругооборота качества» (качество человека, качество труда, качество производства, качество образования, качество здравоохранения, качество науки, качество культуры, качество управления, качество окружающей среды, качество человека – круг замкнулся), является генеральным критерием развития региональной и локальной социально-экономической системы.

Сделан вывод, что уровень качества жизни населения применительно к изучению социоэкономических особенностей территории может анализироваться на основе применения методов многомерных группировок показателей (индикаторов), главных компонент, рейтинговых оценок, ранжирования и типологии территорий, поскольку они позволяют учитывать изменения количественных характеристик всей системы показателей, описывающих качество жизни населения территорий и позволяющих обозначить императивы устойчивого развития территорий.

Всесторонне исследуются этапы, направления, идеологическая основа административных реформ в современной России на региональном уровне. Представителями научного направления выявлена роль инструментов нового государственного менеджмента в развитии региональной системы управления в контексте проведения административной реформы. Изучены различия между федеральной и региональными моделями административной реформы в современной России.

Представителями научного направления изучаются также региональные политические процессы, в частности, функционирование института «партии власти» в региональном контексте, этнополитические процессы в регионах России, состояние и тенденции развития локальных элит в Пермском крае.
 
Избранные публикации, характеризующие направление
1.Сухих В.А. Социоэкономика региона: методология исследования, тенденции развития и механизмы управления / Перм. ун-т. Пермь, 2008. 263 с.
2.Анимица Е.Г., Медведева И.А., Сухих В.А. Малые и средние города: научно-теоретические аспекты исследования. / Урал. гос. эконом. ун-т. Екатеринбург; Пермь, 2003. 97 с.
3.Анимица Е.Г., Медведева И.А., Сухих В.А. Малые и средние города региона: тенденции и стратегия социально-экономического развития. / Урал. гос. эконом. ун-т. Екатеринбург; Пермь, 2004. 208 с.
4. Анимица Е.Г., Сухих В.А. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике: региональный аспект. / Перм. ун-т. Пермь, 2007. 140 с.
5. Анимица Е.Г., Бочко В.С., Сухих В.А. Регион как особая форма социально-экономического пространства // Регион в новой парадигме пространственной организации России. М.: Экономика, 2007.
6.Анимица Е.Г., Сухих В.А. и др. Регион в социально-экономическом пространстве России: анализ, динамика, механизм управления / Перм. ун-т. Пермь, 2008. 378 с.
7. Сухих В.А. Проектирование будущего состояния социоэкономики региона // Государственная служба. 2008. № 3. С. 35–42.
8.Сухих В.А. Принципы регионального управления социоэкономикой в современных условиях // Там же. № 6. С. 97–103.
9.Анимица Е.Г., Новикова Н.В., Сухих В.А. Трансформация экономики региона индустриального типа (на примере Пермского края) // Науч.-техн. ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки. 2008. № 5 (64). С. 64–76.
10.Анимица Е.Г., Новикова Н.В., Сухих В.А. Динамика, изменение пропорций и содержания структурной трансформации в экономике Пермского края // Экономика региона. 2008. № 2 (14). С. 99–115.
11.Анимица Е.Г., Новикова Н.В., Сухих В.А. Качество жизни как комплексный показатель социального развития региона // Журнал экон. теории. 2009. № 1.
12.Сухих В.А., Микрюков А.В. Финансовые аспекты развития региона // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2008. № 4. С. 104–112.
13.Анимица Е.Г., Новикова Н.В., Сухих В.А. Концептуальные установки, механизмы и методы регионального управления экономикой // Регионология. 2008. № 4. С. 136–144.
14. Красильников Д.Г., Троицкая Е.А. Новый государственный менеджмент и административная реформа в Пермском крае //Ars administrandi. Ежегодник. 2009. Пермь, 2009. С. 74–85.
15.Красильников Д.Г., Троицкая Е.А. Практика использования основных инструментов NPM в Пермском крае // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 157–166.
16. Красильников Д.Г., Прудский В.Г. Переход к постиндустриальной экономике и развитие западно-уральской научной школы управления // Arsadministrandi. 2011. № 2. С. 17–29.
17.Красных М.А. «Партия власти» в России: особенности и перспективы развития // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Политология. Пермь, 2007. Вып. 2. С. 142–148.
18.Красных М.А. Взаимодействие региональных элит и «партии власти» (на примере «Единой России») // Центр элитологических исследований
19. Троицкая Е.А. Идеология административной реформы в России: федеральный и региональный уровни // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Политология. 2008. Вып. 1. С. 98–102.
20. Региональное государственное управление, местное самоуправление и институты гражданского общества: доклад о развитии человеческого потенциала в Пермском крае / под ред. С.Н. Бобылева. Пермь, 2010. С. 98–118.
21. Сухих В.А., Блусь П.И. Деятельность правительства Пермского края как элемент управления регионом // Ars administrandi («Искусство управления») / Перм. ун-т. 2009. С. 62–73.
22. Блусь П.И., Порошина А.А. Некоторые подходы к организации молодежной работы в регионе // Там же. С. 85–90.
23. Сухих В.А., Блусь П.И.Экономическое развитие Пермского края: тенденции и трансформации в результате антикризисных мероприятий // Современные проблемы развития экономики и управления в регионе. Пермь, 2010. С. 9–19.
24. Блусь П.И., Минина С.В. Система управления регионом как фактор обеспечения устойчивого развития Пермского края // Ars administrandi («Искусство управления»). 2010. № 2.С. 20–30.
 
Наиболее значимые фундаментальные и прикладные проекты
1. Грант РГНФ «Реформирование органов исполнительной власти Пермского края в контексте административной реформы в современной России». 2008–2009 гг.
2. Государственный контракт «Проведение экспертно-аналитических исследований на основе метода экспертный опрос (глубинное неформализованное интервью) в муниципальных районах Пермского края. 2010–2011 гг.
 
Подготовка научных кадров (программы аспирантуры и докторантуры)
Аспирантура по специальности 08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).
Аспирантура по специальности 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии (политические науки).

Поделиться информацией: