Информационные технологии в образовании

История создания

Научно-образовательная школа «Информационные технологии в образовании» начала формироваться в середине 80-х гг. прошлого века. Ее возникновение было связано с ключевыми событиями в сфере информатизации образования:
началом массового проникновения информационных (впоследствии – информационно-коммуникационных) технологий в школьное и вузовское образование;
становлением и развитием школьного образования в сфере информатики;
началом подготовки учителей информатики в педагогических вузах;
становлением современных специальностей по ИКТ в сфере высшего профессионального образования;
созданием первых информационных систем управления в образовании;
разработкой и реализацией региональных программ информатизации образования и другими.

Состав школы

Основателем школы является доктор физико-математических наук, профессор кафедры информатики и вычислительной техники, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации Евгений Карлович Хеннер
 
Научная деятельность Е.К. Хеннера включает два направления. Первое – исследование магнитных свойств твердых тел («спиновой динамики»). По этой тематике ученым опубликовано 50 статей, в т. ч. в ведущих международных журналах. Второе направление, ставшее с середины 90-х гг. прошлого века основным, – информационные технологии в образовании, включая различные аспекты использования ИКТ в обучении, формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей школ и вузов, подготовку учителей информатики, формирование информационно-образовательной среды, создание информационных систем для образовательных учреждений. По данному направлению ученым издано более 70 статей, 3 монографии, 20 учебников и учебных пособий для школ и вузов. Е. К. Хеннер – участник международных конференций в США, Германии, Великобритании, Дании, Испании, Франции.
 
Полученные гранты. Фонд Сороса (1992 г.), фонд «Культурная инициатива» (1994 г.), программы «Университеты России» (1993 г.), 6 грантов Российского фонда фундаментальных исследований (с 1993 г.), 1 грант Российского государственного научного фонда (2013 г.), 25 грантов по различным научно-техническим программам Минобразования РФ и Минобрнауки РФ (с 1994 г. по настоящее время), 8 региональных грантов, (1994–1997 гг.), персональные гранты на проведение исследований от Американских советов по международному образованию (университет Калифорния-Сакраменто, США, 2001 г.) и фонда Фулбрайта (университет Северной Каролины, США, 2012 г.). Участник международных проектов TEMPUS (European Society) «Development of Economical Education» (1995–98 гг.), TEMPUS «Teaching of children with special needs» (1997–99 гг.), Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Проведение обучающих семинаров для учителей и школьных администраторов» (Азербайджан, 2003 г.; Армения, 2004 г.). 
 
Состав школы. Среди ведущих участников научной школы «Информационные технологии в образовании»:
подробнее >>

Научная деятельность школы: направления исследований

Участники школы ведут разработку научно-методического сопровождения проблем информатизации образования. Целью данной деятельности является повышение эффективности и качества общего и профессионального образования, а к конкретным задачам научной деятельности относятся:
повышение эффективности подготовки педагогических кадров информатизации образования;
развитие теории и методики подготовки учителей информатики в системе педагогического образования;
разработка принципов формирования ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей на различных ступенях системы образования;
формирование системы изучения информатики и ИКТ в общеобразовательной школе в условиях профильного обучения;
повышение эффективности использования ИКТ в обучении;
разработка принципов построения информационно-образовательной среды в масштабах учебного заведения и региона.
 
подробнее >>

Наиболее значимые результаты деятельности научной школы за десять лет

- разработаны научно-педагогические основы формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и учащихся на разных ступенях системы образования, включая обоснование содержания подготовки, методические аспекты подготовки, детализированные требования к компетентности, ранжированные по категориям участников и ступеням системы образования;
 
- разработаны основные элементы методической системы профессиональной и методической подготовки учителей информатики и ИКТ, включая теоретическое обоснование и учебно-методическое обеспечение;
 
- создана система поддержки изучения курса информатики в школе, включая серию пособий для учащихся и методических руководств для учителей. 
 
Под руководством представителей научной школы подготовлены и успешно защищены 17 диссертаций.

Поделиться информацией: