Научная деятельность школы: направления исследований

Участники школы ведут разработку научно-методического сопровождения проблем информатизации образования. Целью данной деятельности является повышение эффективности и качества общего и профессионального образования, а к конкретным задачам научной деятельности относятся:
повышение эффективности подготовки педагогических кадров информатизации образования;
развитие теории и методики подготовки учителей информатики в системе педагогического образования;
разработка принципов формирования ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей на различных ступенях системы образования;
формирование системы изучения информатики и ИКТ в общеобразовательной школе в условиях профильного обучения;
повышение эффективности использования ИКТ в обучении;
разработка принципов построения информационно-образовательной среды в масштабах учебного заведения и региона.
 
1. «Научно-педагогические основы формирования региональной информационно-образовательной среды».
Руководитель – Е. К. Хеннер.
 
Создание единой информационной образовательной среды на уровне региона в условиях Российской Федерации – обязательная составная часть единой информационной образовательной среды страны. В Пермской области такая среда была сформирована одной из первых в стране, за что коллективу разработчиков в 1997 г. была присуждена премия Президента РФ в области образования.

Научно-теоретические результаты. Разработаны научно-педагогические принципы, построена модель единого регионального информационного образовательного пространства, латентно содержащего в себе, с одной стороны, возможность интеграции в общероссийское и мировое образовательное пространство, а с другой – оставляющего достаточную свободу выбора путей практической реализации. К началу работ по системному решению этих проблем разработана методика и проведено исследование реального состояния различных сторон процесса информатизации в регионе. При использовании как традиционных методов, так и всех видов современных технических средств выявлены принципы построения системы информационного обеспечения общего образования региона. Разработаны формы и содержание подготовки и переподготовки всех видов педагогических кадров для решения задач информатизации образования на региональном уровне.
Публикации:
Разработка региональной программы и научно-методического обеспечения компьютеризации образования в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях Пермской области / под ред. Е. К. Хеннера. Пермь: Глав. упр. образования Перм. обл., 1992;
Региональное информационно-образовательное пространство: подходы к реализации. Бюллетень № 2 лаборатории информатизации образования / под ред. Е. К. Хеннера. Пермь, 1994;
Миков А. И., Кубышкин А. В., Хеннер Е. К. О современном этапе программы информатизации образования Пермской области // Пед. информатика. 2000. № 4;
Knjazev A.V., Khenner E.K.Information and Computer Technologies in the Russian School. In «Opening Windows to Change – a case study of sustained international development». Oxford Studies in Comparative Education. Edited by John Sayer. Symposium Books, 2002.
 
Практические результаты. Создана основа единого регионального информационного образовательного пространства Пермской области. Разработаны стратегические проекты и программы (Программа информатизации образования Пермской области на 1995–98 гг. (второй этап) / под ред. Е. К. Хеннера. Пермь: Глав. упр. образования Перм. обл., 1995;
Программа информатизации образования Пермской области. Пермь: Департамент образования и науки администрации Пермской области, 1999).
 
Проведены исследования по грантам:
•         Разработка принципов функционирования интегрированной системы информатизации образования на региональном уровне, ее научного обеспечения, методического и организационного построения (научно-техническая программа Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», 2000 г.);
•         Исследование особенностей взаимодействия системы общего образования и высшей школы в решении проблем информатизации образования (комплексная программа «Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования». Российская академия образования, 2000 г.);
•         Исследование состояния информатизации образования Пермской области. Программа Минобразования РФ РЕОИС (работа выполнена совместно с МИСИС, г. Москва, 2002 г.).
В рамках данного направления научных изысканий были проведены две Всероссийские конференции, десятки локальных (Пермская область) конференций и семинаров; осуществлялось сопровождение региональных инновационных площадок.
 
2.«Научно-педагогические проблемы подготовки учителей в сфере информатики и ИКТ» – это направление представлено двумя аспектами исследований.
 
2.1. «Исследование содержания и методов подготовки студентов педагогических вузов – будущих учителей информатики». Руководитель направления – Е. К. Хеннер.
 
Научно-теоретические результаты. Исследованы возможности компьютерного математического моделирования в подготовке учителей информатики и математики. Проведен анализ базовых понятий и структуры образовательной области «Информатика» с целью выявления в ней места курса «Компьютерное моделирование»; выделены структурные элементы, которые составляют указанный курс; разработано содержание курса. Определены соответствующие знания и умения; разработана методика обучения проведению исследования объекта с построением математической модели и дальнейшим компьютерным экспериментом.
 
В сфере исследования содержания и методов подготовки по теоретической информатике учителей информатики сделано теоретическое обоснование и осуществлена практическая реализация структуры и содержания курса теоретических основ информатики для студентов педагогических вузов, обучающихся по различным специальностям.
 
В области создания научно-теоретических основ методической подготовки учителей информатики проанализированы требования к содержанию и результатам указанной подготовки.
Публикации:
Хеннер Е. К., Шестаков А. П.. Курс «Математическое моделирование» // Информатика и образование. 1996. № 4; Khenner E.K., Shestakov A.P. The «Mathematical Modeling» Coursefor Russian’s Schools: its Aim, Methods and Content. In «Teaching & Learning Mathematical Modeling». Albion Publishing Chichester, 1997;
Брызгалов Е. В., Хеннер Е. К. Инструментальная среда Model Designer и ее использование при выполнении лабораторных практикумов по компьютерному моделированию // Информац. технологии и методология обучения точным наукам: тр. симпозиума Академии информатизации образования. М., 2004;
Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Компьютерное математическое моделирование в обучении точным наукам студентов педагогических вузов // Информац. технологии и методология обучения точным наукам: тр. симпозиума Академии информатизации образования. М., 2002;
Могилев А. В., Хеннер Е. К. О понятии «Информационное моделирование» // Информатика и образование. 1997. № 8;
Хеннер Е. К. Современные тенденции подготовки учителя информатики в педагогических вузах // НИТ в университетском образовании: сб. материалов междунар. науч.-метод. конференции. Новосибирск, 1996;
Хеннер Е. К. Дисциплина «Методика преподавания информатики в вузе» в системе подготовки магистров информатики // Математика и информатика. Наука и образование: межвуз. сб. Омск, ОмГПУ, 2001;
Карпова А. А., Хеннер Е. К. Изучение геоинформационных систем как средство профессионализации при подготовке учителя информатики // Пед. информатика. 2003. № 3;
Хеннер Е. К., Райхерт Т. Н., Соснина Е. В., Шестаков А. П. Разработка учебно-программно-методического комплекса «Теоретическая информатика» для подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности // Индустрия образования: сб. статей. Вып. 6. М., МГИУ, 2002;
Лапчик М. П., Рагулина М. И., Хеннер Е. К. Информационно-технологическая подготовка магистров физико-математического образования // Математика и информатика. Наука и образование: межвуз. сб. Вып.3. Омск, ОмГПУ, 2004.
 
Основные практические результаты исследований и разработок воплощены в серии учебников, предназначенных для подготовки учителей информатики и рекомендованных Минобразованием РФ:
Могилев А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Е. К. Хеннера. М.: Издат. дом «Академия». 810 с. (8 изданий с 1999 по 2010 гг.);
Могилев А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Е. К. Хеннера. М.: Издат. дом «Академия». 607 с. (4 издания с 2001 по 2009 гг.);
Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. М. П. Лапчика. М.: Издат. дом «Академия». 622 с. (3 издания с 2001 по 2007 гг.);
Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Теория и методика обучения информатике: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. М. П. Лапчика. М.: Издат. дом «Академия». 2008, 680 с.
 
Проведены исследования по грантам:
•         «Исследование структуры и содержания подготовки по компьютерному моделированию по естественнонаучным направлениям и специальностям в педагогических вузах и создание элементов учебно-программно-методического комплекса» (по заказу НИИ ИТТ «Информика», 1999 г.);
•         «Апробация, продолжение разработки, организация доступа через Internet учебно-методических материалов по курсу «Компьютерное моделирование» для педагогических вузов» (по проекту «Вузовско-академический учебно-научный комплекс «Рифей», 1999 г.);
•         «Разработка учебно-программно-методического комплекса «Компьютерное математическое моделирование» для подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности» (в рамках НТП Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», 2000 г.);
•         Разработка учебно-программно-методического комплекса «Теоретическая информатика» для подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности (НТП Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», 2001 г.).
 
2.2. «Исследование научно-педагогических и организационно-методических проблем формирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников системы образования». Руководитель направления – Е. К. Хеннер.
 
Основные научно-теоретические результаты. Сформулированы требования к ИКТ-компетентности различных категорий участников системы образования на ступенях общего и профессионального образования – учащихся и преподавателей, работников АУП. Разработана методика формирования соответствующих требований, увязанная со специальностями и направлениями высшего педагогического образования; разработаны единые базовые диагностируемые требования к инвариантной относительно специальности составляющей ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов и учителей школ. Выработаны (дополнительно к базовым) профильные диагностируемые требования, увязанные с направлениями подготовки; исследованы содержание, формы и технологии повышения квалификации работников образования по ИКТ. Исследованы возможности ИКТ в изучении основных циклов дисциплин общего образования (включая региональный компонент и элективные курсы в профильном обучении); исследованы технологические и содержательные аспекты дистанционного обучения и открытого образования на уровне региона для учащихся в системе общего образования; разработана модель профильного обучения в контексте ИКТ на уровне региона.
Публикации:
Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавтелей в системе непрерывного образования: моногр. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. 189 с.;
Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. № 12;
Зимин А. Л., Хеннер Е. К. Повышение квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям как составляющая процесса информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 12;
Скуратов А. К., Хеннер Е. К., Богданов М. Ю. и др. Национальный центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования Российской Федерации // Открытое образование. 2007. № 5 (64). С. 12–18;
Хеннер Е. К. Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования // Информатизация образования и науки. № 2. 2009. С. 71–85;
Хеннер Е. К. Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность участников системы непрерывного образования// Информатика и образование. 2009. № 3. С. 4–9;
Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н., Чернобай Е. В. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. 2010. № 4. С. 3–11;
Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компеентности учителя российской школы // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 7.
 
Практические результаты. Разработаны: детализированные требования к уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учителей и работников АУП системы образования и система соответствующих кодификаторов; тестовые и практические задания для определения инвариантной относительно узкой специальности составляющей ИКТ-компетентности; дополнительно к базовым – тестовые и иные задания для определения вариативных составляющих ИКТ-компетентности, увязанных с направлениями подготовки. Созданы учебно-методические комплексы для системы повышения квалификации и переподготовки работников системы образования по использованию ИКТ в учебном процессе и управлении образованием. Выпущена серия учебных пособий для учителей и руководителей системы образования по базовым информационным и коммуникационным технологиям, а также серия учебных пособий для учителей-предметников по использованию ИКТ в предметном обучении. Созданы мультимедийные CD-диски в поддержку повышения квалификации работников образования по использованию ИКТ (включая предметное обучение).
Публикации:
Могилев А. В., Пак Н. И., Хеннер Е.К. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / под ред. А. В. Могилева. М.: Академия, 2006. 327 с.;
Еремин Е. А., Шестаков А. П., Аликина Е. Б. и др.Основы компьютерной грамотности: учеб. курс. / под ред. Е. К. Хеннера. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 2008. 391 с.
 
Разработано научно-педагогическое обоснование стратегического проекта«Создание отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности участиников процесса непрерывного образования» (головной разработчик – ГОС НИИ «Информика», Москва; по заказу Рособразования РФ, 2006–2009 гг.).
 
Проведены исследования по грантам
•         «Разработка учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации работников системы образования по использованию новых информационных технологий и средств телекоммуникаций в учебном процессе и управлении образованием» (по заказу департамента образования Пермской области, 2002 г.).
•         «Обновление содержания образования в контексте новых информационных технологий» (в рамках программы Минобразования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», 2003, 2004 гг.).
•         «Формирование программ повышения квалификации учителей общеобразовательных школ и руководителей образовательных учреждений по использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности» (в рамках программы Минобрнауки РФ «Федерально-региональная политика в науке и образовании», 2005 г.).
•         Разработка единых требований и системы практических заданий для определения общей информационно-коммуникационной компетентности студентов педагогических вузов (заказчик – ФГУ ГНИИ «Информика», ПГУ; программа РЕОИС, 2003 г.)
•         Разработка принципов формирования и контроля компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников общего образования (заказчик – ФГУ ГНИИ «Информика», 2006 г.)
•         Создание научно-методического обеспечения отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности» (заказчик – ФГУ ГНИИ «Информика», 2008 г.).
Осуществляется научное сопровождение инновационных процессов в образовании: проведен ряд конференций и семинаров по вопросам формирования ИКТ-компетентности участников системы образования.
 
3. «Исследование проблем формирования и изучения школьного курса информатики и ИКТ». Руководитель направления – И. Г. Семакин.
 
Научно-теоретические результаты. Сформированы научно-методические принципы построения содержания, методики преподавания и учебно-методического обеспечения общеобразовательного курса информатики для основной школы. Исследованы проблемы структуры и содержания цифровых образовательных ресурсов для преподавания курса информатики и ИКТ в основной общеобразовательной школе; содержания и методики преподавания информатики в полной средней школе на базовом и профильном уровне; согласования содержания обучения информатике в полной средней школе с профессиональными стандартами в ИТ-отрасли и содержания курса информатики в профильной школе с содержанием подготовки ИТ-специалистов в системе ВПО; подготовки учителей в области теории и методики преподавания информатики; содержания, структуры и организации олимпиад по информатике для основной школы.
Публикации:
Семакин И. Г. Грамотность, образованность, культура // Информатика и образование. 2002. № 1. C. 21–24; Семакин И. Г. От целей образования к содержанию школьной информатики // Информатика и образование. 2002. № 2. С. 27–31;
Семакин И. Г. Базовый курс информатики в системе непрерывного образования // Информатика и образование. 2002. № 9;
Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., Шеина Т. Ю. Программы обучения базовому курсу информатики // Информатика и образование. 2004. № 1;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Элективный курс «Информационные системы и модели» // Информационные технологии в образовании: сб. тр. 14-й междунар. конференции-выставки. М., 2004;
Семакин И. Г., Бородин М. Н.Учебно-методическое обеспечение школьной информатики в переходный период // Информационные технологии в образовании: сб. тр. 15-й междунар. конференции-выставки. М., 2005;
Семакин И. Г. Учебно-методическое обеспечение преподавания информатики // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: сб. тр. всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2005;
Семакин И. Г., Вараксин Г. С.Поддержка системности в изучении информатики цифровыми учебными средствами // Информационные технологии в образовании: сб. трудов 16-й международной конференции-выставки. М., 2006;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Система обучения информатике студентов вузов в условиях высокоразвитой информационно-образовательной среды // Пед. информатика. 2009. № 1. с. 51–60;
Семакин И. Г., Мартынова И. Н. Содержание школьной информатики и профессиональные стандарты // Информатика и образование. 2010. № 7. с. 12–15;
Семакин И. Г., Ясницкий Л. Н. Искусственный интеллект и школьный курс информатики // Информатика и образование. 2010. № 9. С. 10–18;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Школьная информатика на новом этапе // Информатика и образование. 2010. № 10. С. 5–13.
 
Практические результаты исследований и разработок воплощены в серии учебников и учебных пособий:
Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учеб. для 8-го класса. 2-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. 175 с.;
Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учеб. для 9-го класса. 2-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. 359 с.; Информатика и ИКТ: задачник-практикум. Ч. 1. / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. 309 с.;
Информатика и ИКТ: задачник-практикум. Ч. 2. / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. 294 с.;
Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: метод. пособие. 3-е изд., испр. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. 416 с.;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учеб. для 10-11-х классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 246 с.;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11-х классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 120 с.;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень в 10-11-х классах: метод. пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 102 с.;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: учеб. пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: метод. пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. 71 с.;
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: практикум. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. 87 с.;
Семакин И. Г., Шестаков А. П. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 400 с.;
Русаков С. В., Залогова Л. А., Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В. Олимпиады по базовому курсу информатики: метод. пособие / под ред. С. В. Русакова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 350 с.;
Семакин И. Г., Шеина Т. Ю., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учеб. для 10-го класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 363 с.;
Лапчик М. П., Семакин И. Г. Хеннер Е. К. и др. Теория и методика обучения информатике: учеб. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 592 с.

Поделиться информацией: