23 марта состоялся очный (заключительный) этап олимпиады "Юные таланты" по литературе


23 марта на кафедре русской литературы ПГНИУ прошел очный (заключительный) этап VI Юбилейной олимпиады «Юные таланты. Литература».
 
В отборочном (заочном) этапе олимпиады по литературе, который прошел 24 января 2013 г., принимали участие 829 школьников из 3 стран (Казахстан, Узбекистан, Россия), из 49 субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Амурская область, Астраханская область, Белгородская область, Ивановская область, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Забайкальский край,  Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Камчатский край, Калужская область, Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Ленинградская область, Мурманская область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пермский край, Приморский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Ростовская область, Брянская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Томская область, Тверская область, Республика Тыва, Ярославская область, Ямало-Ненецкий авт.округ, Ханты-Мансийский авт.округ (Югра), Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Челябинская область, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Республика Дагестан. 
 
В очный тур вышли 110 учащихся из двух стран – Казахстана и России и 11 субъектов РФ: Перми и Пермского края, Брянской области, Владимирской области, Удмуртии, Томской области, Мурманской области, Ивановской области, Красноярского края, Калининградской области, Республики Марий Эл, Московской области. 
 
Из них 62 человек приняли непосредственное участие.
 
Отрадно, что участниками очного тура стали не только школьники из 2 субъектов Российской Федерации – Пермского края и Удмуртской Республики (г. Ижевск), но и двух стран – Российской Федерации и Казахстана. Широкое представительство участников Олимпиады не только из разных субъектов Российской Федерации, но и стран СНГ говорит о высокой востребованности мероприятия, о том, что оно стимулирует интеллектуальную деятельность школьников, позволяет судить о высоком уровне олимпиады, серьезной методической работе, проводимой оргкомитетом и методической комиссией олимпиады.


Приветственное слово куратора олимпиады «Юные таланты. Литература» В. С. Абрамовой
 
Торжественно открыли олимпиаду председатель жюри олимпиады, декан филологического факультета ПГНИУ, заведующий кафедрой русской литературы, доктор филологических наук, профессор Борис Вадимович Кондаков и член Совета олимпиад многопредметной олимпиады «Юные таланты», куратор олимпиады «Юные таланты. Литература», преподаватель кафедры русской литературы Виктория Сергеевна Абрамова.
 
Участники трудились над выполнением олимпиадных заданий в течение двух часов. Олимпиадные задания были типичны для всех трех параллелей (6–9, 10 и 11 классы) и состояли из двух частей. В первой части школьникам предлагалось для анализа стихотворение, которое не входит в обязательную школьную программу. Главная цель части I – проверка навыков литературоведческого анализа лирического текста. Учащимся были даны задания к предложенному тексту на определение темы, проблемы, выделение средств художественной выразительности, характеристику образов, значимых для конкретного лирического текста, включение лирического произведения в литературную традицию и т.д. Выполнение каждого задания оценивалось отдельно. Составители олимпиадных заданий, в числе которых кандидат филологических наук, доцент Евгения Александровна Князева, кандидат филологических наук, доцент Светлана Юрьевна Королёва, кандидат филологических наук, старший преподаватель Анна Александровна Моисеева, тщательно прописали критерии к каждому предложенному заданию, что помогло школьникам сориентироваться уже во время работы. Так, представители 6–9 классов  получили для анализа стихотворение А. С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы…», десятиклассники – Т. Кибирова «С новым годом», представители одиннадцатого класса анализировали стихотворение С. Я. Надсона «Милый друг, я знаю, я глубоко знаю…». Анализируя работы школьников, члены жюри учитывали уровень интерпретации поэтического текста и глубину его постижения: понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла; применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики; выявление роли лирического «я», образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста; речевую грамотность.
 

Нелёгкая работа над олимпиадными заданиями
 
Вторая часть представляла собой анализ фрагмента драматического произведения. Участникам были предложены фрагменты пьес, которые либо не входят в число обязательных для изучения в школе, либо авторы которых не входят в число драматургов, чье творчество обязательно изучается в школе. Цель части II – проверка навыков анализа драматического произведения. Участники имели возможность продемонстрировать, насколько они понимают специфику этого рода литературы. В этой части также было пять заданий, в которых требовалось охарактеризовать участников эпизода, судя по речевой специфике их высказываний, определить проблематику, авторскую точку зрения на героев и изображаемую ситуацию, выявить художественные приемы в предложенном фрагменте и т.д. Каждое из заданий также оценивалось отдельно. Представителям 6-9 классов  было предложено провести анализ фрагмента из комедии Н. В. Гоголя «Женитьба». Десятиклассники пытались разобрать фрагмент пьесы А. Н. Островского «Не сошлись характерами!». Одиннадцатиклассники анализировали фрагмент пьесы А. Н. Арбузова «Жестокие игры». Оценивая задания, жюри учитывало понимание позиции автора исходного текста, умение доказывать свои суждения текстом; верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений; язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения.
 
По мнению участников олимпиады, задания были интересными и творческими. 
 
Пока школьники работали над заданиями, их учителя посетили методический семинар на тему «Содержательные и методические аспекты подготовки школьников к олимпиаде по литературе». Семинар проводила член методической комиссии олимпиады «Юные таланты. Литература», доцент кафедры русской литературы ПГНИУ, преподаватель литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми, автор учебных пособий по анализу художественного текста Евгения Александровна Князева.
 

Семинар для учителей
 
В семинаре приняли участие 14 учителей г. Перми и Пермского края. По итогам семинара всем учителям были выданы сертификаты о том, что они прослушали 8-часовой курс «Содержательные и методические аспекты подготовки школьников к олимпиаде по литературе». Учителя также отметили высокий уровень олимпиадных заданий, направленных на расширение литературной эрудиции школьников, способствующих повышению общекультурного уровня учащихся, усилению интереса школьников к творческой научно-исследовательской деятельности. По мнению учителей, наша олимпиада – это прекрасная возможность для всех школьников, в том числе проживающих в сельской местности, небольших городах, попробовать свои силы.
 
В перерыве между выполнением заданий и объявлением результатов прошло два интересных мероприятия. 
 
Самое первое можно назвать апогеем нашей олимпиады. В 13.30 школьники, их учителя и родители встретились с Самюэлем Джоном Чарльзом Киилером – студентом Оксфордского университета, который в настоящее время проходит обучение на филологическом факультете ПГНИУ. Сэм подготовил для наших дорогих участников увлекательную фото- аудио-, видео-, презентацию на русском языке «Манчестерская грамматическая школа для мальчиков – Оксфордский университет – Пермский государственный национальный исследовательский университет: мой путь постижения русского языка и культуры». Харизматичный Сэм никого не оставил равнодушным своей 45-минутной презентацией. После двухчасовой кропотливой работы над олимпиадными заданиями школьники с захватывающим интересом слушали рассказы Сэма о первых шагах постижения русского языка в частной школе для мальчиков в Манчестере, первых поездках в Россию, скрупулёзной работе над оригинальными текстами русских классиков в Оксфорде, требовательных английских педагогах, о нелёгкой адаптации в России, жизни в общежитии, буднях и праздниках, стереотипах, русском юморе, бесконечной русской зиме, весёлых русских забавах, нескучных парах в университете, замечательных преподавателях филологического факультета ПГНИУ, «ужасных русских глаголах», любимом русском мультике «Маша и медведь»… Стендап Сэма: яркие живые монологи, обилие шуток, импровизация с залом – вдоволь насмешил нашу аудиторию и дал ей отдохнуть после нелёгкой олимпиадной борьбы. 
 

Сэм о жизни в общежитии ПГНИУ
 
Сэм ответил на многочисленные вопросы аудитории, пожелал всем удачи и выразил надежду на то, что к концу своего учебного семестра в ПГНИУ он будет так же хорошо говорить по-русски, так же хорошо разбираться в русской литературе и так же виртуозно анализировать русскоязычные тексты, как и наши дорогие участники. 
 
Наши гости легко нашли общий язык с Сэмом и очень заинтересовались его рассказами о жизни в России. После презентации многие школьники и их учителя подходили к Сэму, задавали вопросы, приглашали в свои школы на уроки русского и английского. И, конечно, использовали уникальную возможность попрактиковать свой английский с живым англичанином! 
 
В рамках второго мероприятия наши студенты 4 курса, среди которых Ольга Новосёлова, Юлия Казакова, Анастасия Калуцких, Дарья Васёва, Анастасия Голубь, Ирина Сычёва, Наталья Горшкова, выступили с интересной и содержательной фото,- видео-, аудио – презентацией, представив жизнь студента-филолога сквозь призму учебы, науки, спорта, всевозможных конкурсов и мероприятий, которые проходят на факультете и в университете. А «золотой голос» филологического факультета Леонид Пахомов проникновенно исполнил песню для наших участников. 
 
На закрытии олимпиады все участники получили сертификаты участников очного (заключительного) этапа и сувениры, а победители и призеры были награждены дипломами и памятными призами.
Оценив творческие и аналитические способности участников, жюри олимпиады пришло к следующему решению (особенно приятно, что среди победителей и призеров есть школьники из других субъектов РФ):
 
69 классы
1 место – Светлана Алексеевна Алыпова,  МАОУ «СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков», г. Пермь;
2 место – Мария Александровна Самсонова, МБОУ «СОШ 68», г. Ижевск Удмуртская Республика;
3 место (8 класс)  – Елизавета Александровна Шестакова, МАОУ «Лицей №8», г. Пермь;
3 место (9 класс)  – Никита Евгеньевич Феденёв, МАОУ «СОШ  № 15», г.  Губаха, Пермский край.
 
10 класс 
1 место  –  Полина Ривкатовна Матвеева, МБОУ «Гимназия № 17», г. Пермь;
2 место – Алена  Алексеевна Шаравина, МБОУ «Лицей № 1», г. Кунгур, Пермский край; 
3 место –  Юлия   Георгиевна Додышева, МАОУ «Лицей № 2», г. Пермь.
 
11 класс 
1 место – Софья Александровна Падерина,   МАОУ «Гимназия №6»,  г. Пермь;
2 место – Екатерина Леонидовна Телепова, МБОУ «Лицей № 1», г. Кунгур, Пермский край;
3 место – Елена Александровна Халуторных, МБОУ «Лицей № 1», г. Кунгур, Пермский край.
 
Также специальными  призами были отмечены две работы:
Алены Сергеевны Гурдиной, 11 класс, МАОУ «Гимназия №3», г. Пермь и Алисы Алексеевны Новожениной, 11 класс, МАОУ «Гимназия №3» , г. Пермь. 
 
Поздравляем победителей, призеров и участников очного этапа олимпиады по литературе! Желаем всем ребятам дальнейших успехов! Будем рады видеть участников Олимпиады – 2012/2013  среди студентов направления «Прикладная филология»!
 
С полным списком участников олимпиады и их результатами можно ознакомиться на сайте олимпиады.
 
Уважаемые участники! Пожалуйста, смотрите свои баллы относительно баллов представителей Вашей параллели (6–9, 10 или 11 классы).
 
На страничке «Вконтакте» можно посмотреть и прокомментировать фото с олимпиады. В скором времени фотографии появятся также в разделе «Фотоальбом» на страничке олимпиады по литературе.
 
 Виктория Сергеевна Абрамова,
 ассистент кафедры русской литературы ПГНИУ, 
куратор олимпиады «Юные таланты» по литературе

Полный фотоотчет доступен по ссылке

  • Регистрация участников олимпиады по литературе
  • Приветственное слово декана филологического факультета Б.В. Кондакова
  • Приветственное слово куратора олимпиады Юные таланты. Литература В. С. Абрамовой
  • Волнение перед началом олимпиады
  • Кропотливая работа над олимпиадными заданиями
  • Нелёгкая работа над олимпиадными заданиями

Поделиться информацией: