Абитуриенты совершили путешествие в мир практической геологии


В геолого-географическом классе МАОУ «Лицей № 2» стало доброй традицией учебный год начинать с геологической практики на УНБ «Предуралье». Учащиеся 11 класса на практических занятиях в течение двух дней закрепляли знания и навыки, полученные при изучении спецкурса «Введение в геологию». 
 
В прошлом году ребята, обучаясь в десятом классе, прослушали курс лекций преподавателей геологического факультета. На занятиях по геофизике сейсморазведку представил д.г.-м.н., профессор Б.А. Спасский, с электроразведкой школьников познакомил А.В. Татаркин – к.т.н., зав. отделом геофизических исследований ООО НИППППД «Недра». Вместе с преподавателем И.В. Щуковой, к.г.-м.н., старшеклассники приобщились к основам гидрогеологии. Инженерной геологией абитуриентов заинтересовал к.г.-м.н. А.К. Алванян. Введение в региональную и нефтегазовую геологию учащиеся 10 класса осваивали вместе с магистром В.А. Букиной, а увлекательный мир минералов представил к.г.-м.н. В.М. Шувалов.
 
Лицеисты посетили лаборатории геологического факультета: лабораторию электронной микроскопии представил д.г.-м.н., профессор Б.М. Осовецкий, гидрохимическую лабораторию – аспирант Д.Ю. Наумов, лабораторию региональной и нефтегазовой геологии – И.С. Хопта, лабораторию грунтоведения – к.г.-м. н. А.К. Алванян.  
 
И вот пришло время закрепить и дополнить полученные на спецкурсе теоретические знания практикой. Ранним утром учащиеся 11 геолого-географического класса во главе с классным руководителем Натальей Юрьевной Патокиной вместе со студентами и преподавателями геологического факультета отправились на УНБ «Предуралье». Теплая погода, яркое солнце, друзья, песни под гитару в автобусе – так время в пути пролетело незаметно. Сотрудники базы гостеприимно встретили нас, а впереди были два дня, насыщенные занятиями. 
 
В течение этого времени ребята знакомились с основами минералогии, радиометрии, гидрогеологии и гидрогеоэкологии, прошли по геологическому маршруту, прослушали тематическую экскурсию в Кунгурской ледяной пещере. 
 
Лицеисты разделились на три группы по 7 человек. Практическое занятие по радиометрии провел студент-магистрант геологического факультета Сергей Ваганов. Ребята познакомились с таким геофизическим методом как радиометрическое наблюдение, который основан на выявлении и изучении естественной радиоактивности горных пород. Он наиболее широко применяется при поисках, разведке и эксплуатации месторождений полезных ископаемых (руд, парагенетически связанных с радиоактивными элементами, нефти и газа) и для геологического картирования. Учащиеся получили прибор и учетную карточку с планом расположения точек измерения. На местности точки располагаются в пределах площадки 3х3 метра по сети через 1 метр (всего 16 точек). В пределах площадки размещался радиоактивный источник.
 
В задачу ребят входило:
- включение радиометра, проверка режима его работы;
- измерение натурального фона на контрольном пункте вне пределов полигона до и после работы;
- взятие замера интенсивности излучения на полигоне по сетке, указанной на участке;
- детализация аномалий и определение интенсивности и месторасположений эпицентров с вынесением всех измеренных значений на план полигона;
- построение плана изогамм.
 
Все записи и построения велись в учетной карточке по радиометрическим исследованиям.


Занятие по радиометрии
 
Евгения Ушакова, инженер кафедры динамической геологии и гидрогеологии, на занятии по гидрогеоэкологии познакомила старшеклассников с экологическими проблемами природных вод. Ребят больше всего интересовало практическое применение знаний в области гидрогеологии. 
 
Объектами исследования стали водозаборная скважина, находящая на территории базы, а также заброшенная скважина бывшего пионерского лагеря, расположенного выше учебной базы. Живое общение, безудержный интерес школьников позволили довольно легко вникнуть в суть исследования. Лицеисты увидели конструкцию водозаборной скважины (насосная станция, обсадные трубы и т.д.), а также пополнили багаж знаний о зонах санитарной охраны каждой водозаборной скважины первого, второго и третьего пояса, где проекты организации зон санитарной охраны установлены с расчетом паспорта гидрогеологической скважины. Определили условные границы первого пояса в радиусе 30 м от скважины. 
 
Знания о химическом составе, микробиологических показателях подземных вод являются неотъемлемой частью для установленных источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, которые соответствуют гигиеническим нормативам. После пребывания на базе «Предуралье» можно с полной уверенностью сказать, что ребята обладают необходимыми минимальными знаниями в области гидрогеологии.
 
Занятие по минералогии и прохождение геологического маршрута подготовили и провели студентки 5 курса геологического факультета Марина Иванова и Дарья Жакова. В ходе геологического маршрута на камень Белый клык лицеисты описали два обнажения: указали точное местоположение, размеры, слагающие породы.


Геологического маршрута на камень Белый клык

Описание началось с построения карты маршрута, для этого использовали горные компасы для определения азимута и шагомер для определения расстояния. На обнажении ребята отобрали образцы горных пород-известняков. Искали преимущественно породы с палеонтологическими остатками: отпечатками и окаменелостями. Были найдены замковые брахиоподы, гастроподы, кремнистые губки, стебли морских лилий (криноидеи), обитавшие в море, которое находилось здесь более 220 млн. лет назад во время Пермского периода. По итогам работы ребята составили и защитили отчеты.


Описание образцов горных пород с палеонтологическими остатками:
окаменелостями и отпечатками
 
Вечером студенты-геологи провели с ребятами командные конкурсы, «веревочный курс» и интеллектуальную игру, а когда стемнело, под звездным небом долго не смолкали песни под гитару.


Веревочный курс – представление команд


Геологические песни – хороший спутник в маршруте
 
Второй день начался с рассказа о практике геологов магистров в Республике Казахстан, которая состоялась летом 2013 года. Студенты рассказали о целях и задачах практики, как выполнялось задание, какие результаты были достигнуты.
 
В завершение нашего двухдневного путешествия в мир практической геологии ребята побывали на тематической экскурсии в Кунгурской ледяной пещере, узнали много интересного о спелеологии.
 
Мы благодарны всем, кто помог нам организовать это мероприятие.
 
Геологический факультет

Поделиться информацией: