Владимир Костицын поделился воспоминаниями о создании лицея при Пермском университете


К 25-летнему юбилею лицея № 2 при ПГНИУ своими воспоминаниями поделился доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой геофизики Владимир Костицын. На момент основания лицея он находился в должности проректора по учебной работе Пермского университета (1983–2002 гг.).

«В 1989 году я был избран депутатом Пермского городского совета (ныне – Пермская городская дума) и в совете являлся заместителем руководителя секции «Образование и наука». В то время приходилось часто встречаться с заведующей Дзержинского районного отдела образования (районо) Натальей Лобановой. С ней мы обсуждали вопрос создания физико-математической школы при Пермском государственном университете. Она съездила с директором учебно-производственного комбината Константином Карпинским в командировку в Новосибирск для изучения опыта работы физико-математической школы при Новосибирском государственном университете.

Но в 1990 году вышло распоряжение Министерства образования РФ о создании в субъектах федерации новых типов средних учебных заведений. В Пермской области предлагалось создать одну гимназию и один лицей. Главным управлением образования Пермской области было принято решение создать гимназию (классы с 1 по 11) в Индустриальном районе с кураторством Пермским педагогическим институтом и лицей (10 и 11 классы) при Пермском государственном университете. Эту идею поддержали начальник Главного управления образования Пермской области Иван Заинчковский, ректор Пермского государственного университета Владимир Маланин и заведующая Дзержинским районо Наталья Лобанова.

На меня, как проректора по учебной работе Пермского университета и члена коллегии Главного управления образования Пермской области, была возложена разработка концепции лицея при ПГУ. После многочисленных обсуждений в районо и ректорате ПГУ было принято решение о создании структуры лицея, близкой к структуре факультетов Пермского государственного университета: если в школьной программе в 10-11 классах есть предмет, соответствующий названию факультета, то создавали в лицее такой класс. Таким образом, в структуре лицея было создано 7 направлений (профилей): математическое, физическое, биологическое, химическое, географическое, историческое, филологическое (два класса – литературный и иностранных языков). Мы понимали, что в таком виде лицей будет слаженно работать с университетом только в том случае, если курировать классы будут деканы соответствующих факультетов.

Математический класс стал курировать декан механико-математического факультета Александр Севрук, физический – декан Александр Захлевных, биологический – декан Николай Пахоруков, химический – декан Зинаида Белых, географический – декан Станислав Красных, исторический – декан Игорь Кирьянов, филологический (литературный и иностранных языков) – декан Тамара Ерофеева. В целом курировать учебную деятельность лицея от университета была назначена Валентина Костицына – заведующая учебной базой лицея.

Весьма важным являлся следующий вопрос: какое здание выделит руководство Дзержинского района для лицея при ПГУ? Ректорат ПГУ просил выделить УПК-2 по ул. Генкеля, расположенный рядом с Пермским университетом, что и территориально способствовало бы созданию единого образовательного комплекса. Решить данный вопрос должны были на заседании Дзержинского райисполкома. Но у руководства Дзержинского районо были свои планы: им хотелось одновременно создать и лицей, и центр для обучения взрослой молодежи (по существу – школу рабочей молодежи), поэтому повестка заседания была сформирована так, что сначала рассматривалось создание центра для обучения взрослой молодежи, а затем – лицея. И когда вышли с заседания представители центра и сказали, что им выделено здание УПК-2, то стало понятно, что для лицея его уже не предоставят, а нам выделили здание УПК-8 (ул. Машинистов, 43, ост. «Комсомольская», за Камой), работа которого прекращалась.

Совместным приказом Главного управления народного образования Пермской области (начальник Иван Заинчковский) и Пермского государственного университета имени А.М. Горького (ректор Владимир Маланин) № 215/111 от 05.06.1990 г.  был создан лицей при ПГУ с 1 июля 1990 года. Целью его являлось создание благоприятных условий для обучения и воспитания учащихся образовательных школ Перми и Пермской области, имеющих высокий уровень интеллектуального развития и первоначальную профессиональную мотивацию.

 Константин КарпинскийДиректором лицея при ПГУ был назначен Константин Карпинский, выпускник исторического факультета, который до этого работал директором УПК № 8. Педагогический коллектив лицея был сформирован на конкурсной основе Пермским городским управлением народного образования с учетом результатов собеседования в Пермском государственном университете. Следует отметить, что должностные оклады преподавателей предусматривались на 15% выше, чем в обычной школе. В начале  июля был проведен на конкурсной основе прием первых учащихся в 10 и 11 классы из школ Перми и Пермской области. Всего было принято 285 человек, из них 149 – в 10-е классы и 136 человек – в 11-е классы, причем в классе предусматривалось не больше 20 учащихся.

С 1990 по 1994 год наиболее успешные лицеисты (40 человек) получали стипендию в размере 800 рублей из стипендиального фонда ПГУ. По решению Ученого совета Пермского университета для лицеистов-отличников дополнительно выделялись еще 10 стипендий по 1200 рублей, причем ректорат университета никогда не делал акцент на дальнейшее их обучение (будут ли они поступать в ПГУ или другие вузы), а главным фактором назначения стипендии являлась хорошая и отличная учеба обучающихся.

Сложности в становлении лицея, конечно, были. Иногородним учащимся из других городов и районов Пермской области (примерно 50 человек) приходилось в первое время жить в интернате железнодорожной школы № 3 города Перми, позднее – в студенческих общежитиях ПГУ и Пермского педагогического училища № 4. Были сложности с размещением учащихся (помещения лицея рассчитаны на 200 человек, а обучалось до 315), с поездками обучающихся и преподавателей до лицея и обратно, с питанием в столовой. Но выручал университет, предоставляя аудитории для проведения семинаров и практикумов, лаборатории – для занятий по физике и химии, компьютерные классы – для занятий по информатике, читальные залы университетской библиотеки – для самостоятельной работы лицеистов.

Постановление Учёного совета Пермского университета «О работе Пермского областного лицея при ПГУ»

Через несколько лет заведующая Дзержинским районо Наталья Лобанова была назначена начальником управления образования города Перми, и в 1994 году лицею при ПГУ было выделено два здания в центре Перми: на ул. Советской, 96 и ул. Попова, 7. Но в 2007 году здание (ул. Попова, 7) по технике безопасности оказалось  не пригодным для обучения, и для лицея было выделено второе здание на ул. Самаркандской, 102. Первоначально обучение велось в двух зданиях, расположенных в Ленинском районе (ул. Советская, 96) и в Свердловском районе г. Перми (ул. Самаркандская, 102). Удаленность корпусов друг от друга затрудняла организацию учебного процесса, поэтому после завершения капитального ремонта второго здания лицей полностью переехал в этот корпус.

Зинаида Дмитриевна БелыхВ 1994 году Константин Карпинский уходит на пенсию, и новым директором лицея назначается Зинаида Белых, кандидат химических наук, доцент, декан химического факультета ПГУ, куратор химических классов, принимавшая активное участие в открытии лицея. В настоящее время высоко оценено ее педагогическое мастерство, творческий поиск и эффективное руководство. Ей присуждено почетное звание «Народный педагог», она награждена Почетной грамотой Пермской области, стала академиком Академии творческой педагогики, отмечена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, с 2011 года является Почетным гражданином г. Перми, ей присвоено звание «Директор года».

Педагогический коллектив лицея отличается особой творческой инициативой, стал дипломантом конкурса «Школа года» (Москва, 1997, 1998, 2001, 2002, 2003) и в настоящее время состоит из 34 штатных педагогов, из них 2 кандидата наук, 2 заслуженных учителя РФ, 1 заслуженный работник высшей школы РФ, 11 победителей национального проекта «Образование», 1 почетный работник высшего профессионального образования РФ, 19 почетных работников общего образования РФ и отличников народного просвещения, более 90% имеют высшую и первую категории. К руководству исследовательскими работами ежегодно привлекается не менее 15 сотрудников преподавателей вузов и научно-исследовательских институтов.

За большие достижения в научно-практической деятельности по обучению и воспитанию учащихся коллективу лицея присвоено звание «Академическая школа» (Москва, 2004), «Школа века» (Москва, 2000), «Школа XXI века» (Москва, 2005), он награжден Золотой медалью «Элита Российского образования» (Москва, 2011), а в  2007 г. – Дипломом победителя конкурса России общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Трижды коллектив лицея становился дипломантом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучший лицей» (Санкт-Петербург, 2012, 2013, 2014). Администрация лицея в 2014 г. награждена Дипломом I степени Всероссийского конкурса «Лидеры современной школы» в номинации «Лучшая управленческая команда».


Преподавательский состав лицея в год 10-летия, 2000 г.

Ежегодно около 96% выпускников лицея поступают не только в Пермский университет, Перми, но и другие вузы Перми и России, в том числе в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Причем 98% выпускников лицея продолжают учебу по профилю класса. Их успехи отражаются в результатах итоговой аттестации, олимпиадах различного уровня. Например, за 2011-2014 гг. средний балл ЕГЭ в лицее по всем предметам был выше средних баллов по школам Пермского края, до 20 выпускников получают 100 баллов по различным предметам, более 100 выпускников лицея набирают на выпускных экзаменах по трем предметам 225 баллов и получают в пермских вузах губернаторскую стипендию. Лицеисты регулярно становятся призерами Всероссийских олимпиад по информатике, физике, химии, литературе, экологии, истории, психологии и другим дисциплинам.

Однажды при встрече с корреспондентом газеты «Звезда» Ольгой Штраус лицеист Сергей Казаков заявил: «Знаете, даже если бы мне предложили приличную зарплату, чтобы только я согласился ходить в свою прежнюю школу, то я все равно бы выбрал лицей». К тому времени он проучился в лицее всего полтора года, и тем не менее это побудило его к таким выводам: согласитесь, они чего-то стоят.

Несмотря на изменение статуса лицея (с лицея при ПГУ на МАОУ «Лицей № 2»), сотрудничество с ПГНИУ и в настоящее время остается на том же уровне. В университете лицеисты выполняют лабораторные работы по физике, химии, геологии и другим дисциплинам, а в Студенческом дворце культуры традиционно проводятся День лицеиста и День лицейской науки».

Поделиться информацией: