Мир без образа будущего: ученые ПГНИУ разобрали "Игру Престолов"


Ученые ПГНИУ рассказали, чем сериал похож на картины Ильи Глазунова, являются ли ходоки террористами и почему в «Игре Престолов» нет политики. В рамках десятой Всероссийской Ассамблеи молодых политологов в Пермском университете состоялась дискуссия «Политическая наука и "Игра Престолов"».

Об уровне насилия в фэнтезийном мире Джорджа Мартина рассказал Алексей Гилев, доцент кафедры политических наук, сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ, доцент департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ (СПб).

«Сериалу приписывают беспринципность, аморальность, однако в нем можно найти базовые моральные принципы, которым подчиняется все действие, – считает Алексей Гилев. – Мартин последовательно показывает нам, что для победы иногда необходимо объединяться с неприятными людьми, отставляя в стороне свои эмоции. Автор в противовес общепринятым идеалам добродетели объясняет, что всепрощение не приводит к хорошим результатам, а постоянное милосердие – это глупо. Еще один постулат, продвигаемый сценаристами – "стигма – это не приговор", низкий статус человека не обязательно является причиной его неуспеха».


Эксперт также считает, что «Игра Престолов» с точки зрения политической науки – история о том, как плохо существует государство при отсутствии институтов: работают не законы, а насилие. Институты, если и присутствуют, как, например, в южных республиках Вестероса, то поддерживаются очень слабо и, в конечном счете, уничтожаются с приходом к власти диктаторов.

Алексей Гилев отмечает слабое влияние религии и культов, что для Средневековья достаточно странно: «Нормы поведения, которые демонстрируются в начале сериала – сжигать людей нельзя, убивать детей плохо, в дальнейшем нарушаются героями, зачастую – положительными. Однако плохи не сами люди, а структура. Сломается ли действующая структура, теперь зависит от "проекта элиты" – Дейнерис Таргариен».

Андрей Сметанин, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ПГНИУ отметил, что созданная Джорджем Мартином система очень похожа на картины Ильи Глазунова – известного советского художника.

«Помимо культурной ценности, и то, и другое – немного китч или исторический коллаж. Их интересно разглядывать: сотни людей, действия. На картинах Глазунова – не портреты, а репродукции. Так и Мартин – он составляет коллаж из исторических хроник, набирает географические реалии Средневековья, персоналии из легенд, а потом объединяет в одно большое полотно, в чём сам не раз признавался», – пояснил ученый.

Одна из самых известных картин Глазунова называлась «1000 веков», а позже была переименована в «Вечную Россию». Летоисчисление Вестероса началось около 70 тысяч лет назад. «Получается, даже в этом они похожи – картина со множество персоналий и углов, сюжетных поворотов, существующая при этом в одной и той же неизменяющейся матрице Средневековья, где общество не прогрессирует», – пояснил спикер.

Андрей Сметанин тоже отметил отсутствие институциональной составляющей. При наличии развитого в некоторых сферах госаппарата, мы не можем увидеть, где заканчивается его власть, и на что она опирается. Средневековое общество – часто общинное, и большую часть проблем община решала сама, что в сериале не отражено. Поведение героев, заметил ученый, тоже не всегда обосновано – они рациональны, совершают обдуманные поступки, но при этом объединяются в коалиции, которые не приносят выгоды и не имеют понятной мотивации.

Константин Сулимов, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук ПГНИУ, считает, что мир, созданный Мартином, не имеет такой цельности, как, например, у Толкиена, который создал для своих персонажей отдельные языки и проработал историю Средиземья в мельчайших подробностях.

«Авторам сериала, как и Джорджу Мартину, это не нужно. Они действительно создали огромный исторический коллаж, в котором присутствуют элементы не только Средневековья, но и античности. Например, прообразом Стены, охраняющей Вестерос, является Адрианов вал, построенный римлянами во 2 веке нашей эры. К сериалу можно привязать и современность – драконы вызывают устойчивую ассоциацию с летающими дронами, а нежить можно приравнять к мигрантам», – рассказывает Константин Сулимов.

Отсылка к античности есть еще и в виде влияния на сюжет фатума, рока, который заставляет погибать множество персонажей. «Это история про богов и героев. Как в античном театре, здесь нет места обществу, его существование никак не отражено в сериале. От его имени говорят некоторые персонажи, например, Варис и Тирион, но это личные голоса. Все остальное – красивая игра на шахматной доске», – считает эксперт.

«Сериал абсолютно аполитичен, – утверждает Константин Сулимов, – греки придумали политику как способ что-то сделать для общего блага. Борьба за власть существовала всегда, и она не обязательно должна быть политической. В этом смысле в сериале политики нет, нет идеи создания чего-то во имя общего блага, нет конкретного образа будущего. Сериал – наглядное пособие по политтехнологиям, но в нем нет политики. В этом сериале она не обязательна. Может быть, в конце истории сценаристы нам подарят такой сюжетный поворот, но сейчас Вселенная Мартина не располагает образом будущего. С этой точки зрения особенно интересен вопрос его высокой популярности».

«Кроме того, что "Игра престолов" сделана очень качественно и красиво, эта история привлекает своей необычностью, отдаленностью от современности и, парадоксально, близостью к ней. В настоящем у людей тоже нет образа будущего, а политика – персонализирована и превращается как раз-таки в борьбу, если не богов, то уж точно героев. Все проблемы, существующие в Вестеросе, актуальны и для нашего мира», – считает Константин Сулимов.

После выступлений спикеры вступили в дискуссию, обсудив сам сериал и его характерные черты. Эксперты провели несколько аналогий, выяснив, что прообразом мигрантов стали одичалые, а ходоки больше напоминают террористов. Джон Сноу со своей идеей переселения одичалых за стену является приверженцем современной гуманистической европейской политики. Носителями идеи изменения, агентами модерности в мире Джорджа Мартина являются Тирион и Варис – герои-изгои, на себе ощутившие гонения и жестокость мира. Дискутанты сошлись на мысли о том, что, несмотря на внешнюю схожесть со Средневековьем, «Игра Престолов» – сериал о современности.

Пресс-служба

Поделиться информацией: