Руководители социальной сферы Пермского края обсудили в ПГНИУ практику студентов


В рамках международного проекта «Базы практик и модели руководства при обучении студентов – специалистов по социальной работе: сравнение подходов в России и США» (грант фонда «Евразия» W16-1018) 22 сентября в ПГНИУ состоялся методический круглый стол «От практики – к трудоустройству».
 
Специалисты-практики обсудили актуальные вопросы организации практического обучения и трудоустройства студентов направлений подготовки «Социальная работа» и «Конфликтология» юридического факультета в условиях новой общественной реальности.
 
Социальная сфера в последние годы стремительно меняется, появляется множество новых организаций, развивается механизм социального заказа, привлечения поставщиков, передачи части услуг на аутсорсинг.
 

Заместитель министра социального развития Пермского края Сергей Большаков
 
Соответственно, усложняются требования к организации практики студентов как в органах власти, так и в учреждениях и организациях различных форм. Поскольку выпускники направления подготовки «Социальная работа» после окончания университета, как правило, устраиваются на работу именно в органы власти социальной сферы, руководители этих ведомств заинтересованы в их оптимальном включении в процессы выполнения работ уже на этапе практического обучения.
 

Начальник отдела по обеспечению деятельности КДНиЗП Пермского края
Департамента социальной политики Аппарата Правительства Пермского края Ольга Васильева
 
В связи с этим в круглом столе приняли участие руководители и специалисты ряда ведомств и организаций. Среди них заместитель министра социального развития Пермского края Сергей Большаков, руководитель Аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Канстанция Викуленко, начальник отдела по защите прав ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Юлия Стерхова, начальник отдела по обеспечению деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Пермского края Департамента социальной политики Аппарата Правительства Пермского края Ольга Васильева, начальник Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по г. Перми Александр Яковлев, консультант отдела программ обучения и профориентации Агентства по занятости населения Пермского края Марина Аликина, зав. сектором социального партнерства Пермского краевого союза организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф» Ирина Моисеева, заместитель руководителя ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Ольга Плотникова, начальник психологической лаборатории ФКУ «Воспитательная колония Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» Лилия Седельникова, начальник отряда ФКУ «Воспитательная колония Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» Дмитрий Петров, директор КГАСУ социального обслуживания населения «Дубровский психоневрологический интернат» Ирина Голузина, методист ГКУ Пермского края социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Перми Марина Пименова, психолог КГАУ «Центр социальной адаптации» г. Перми Полина Мазунина, специалист по комплексным вопросам отдела по Орджоникидзевскому району Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по г. Перми Эльчин Алиев и другие.
 

Руководитель Аппарата Уполномоченного по правам человека
в Пермском крае Канстанция Викуленко
 
Участники круглого стола обсудили рекомендации по совершенствованию организации практики студентов, разработанные преподавателями кафедры социальной работы и конфликтологии на основе американского опыта, в процессе сотрудничества с Университетом штата Айова по Программе партнерства университетов Фонда «Евразия». Высшее профессиональное образование в области социальной работы  в США было учреждено на 90 лет раньше, чем в России. Поэтому отдельные элементы американского опыта могут быть полезны для российской системы образования. Так, например:
в США организацией практики в университете занимается больше сотрудников (существует должность директора по практике – аналог заместителя декана на факультете);
продолжительность практики в США существенно больше, чем в России, и она организуется только на старших курсах бакалавриата, а в магистратуре предлагается по специализированным программам на выбор (например, в Университете штата Айова – комплексная или по работе с семьей);
руководителем практики от организации (инструктором по практике) в США может стать только дипломированный специалист с профильным образованием и стажем не менее двух лет;
инструкторы по практике в США могут бесплатно обучаться на курсах повышения квалификации в университете, направлявшем к ним студентов;
волонтерство студентов направления подготовки «Социальная работа» в США является обязательным как до поступления на специальность (как условие прохождения по конкурсу для зачисления), так и во время учебы, хотя оно не расценивается как прохождение практики;
особое внимание в США уделяется соответствию поведения студента на практике профессиональным этическим требованиям (при факультете создана специальная Комиссия по этике, оценивающая поведение студентов);
руководитель практики от университета в США посещает студента на месте практики не менее трёх раз и протоколирует визиты, в России подобных требований нет;
система оценивания результатов прохождения практики в США более сложная и формализованная, чем в России, к тому же включающая такой компонент как самостоятельное оценивание студентом собственных достижений в формировании каждой из компетенций по 100-балльной системе.
 

Начальник Территориального управления Минсоцразвития Пермского края
по г. Перми Александр Яковлев

 
Было также отмечено существенное преимущество российской модели организации практики: взаимодействие студента с инструктором по практике в организации носит в разы менее формальный характер, чем в США, и фактически не ограничено по продолжительности и систематичности, в то время как в американской модели организации практики это строго один час в неделю в определенный день.
 
Модераторами дискуссии выступили заведующая кафедрой социальной работы и конфликтологии, доктор социологических наук, профессор Зинаида Замараева и доцент кафедры социальной работы и конфликтологии, кандидат социологических наук Светлана Гасумова. Позицию и интересы кафедры на круглом столе также озвучили доцент Лариса Соболева, старшие преподаватели Ирина Чернова и Милана Григорьева.
 

Начальник отряда «Воспитательная колония Главного управления
федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» Дмитрий Петров
 
Участники круглого стола обсудили:
Каковы оптимальные сроки прохождения практики;
Какими навыками и компетенциями должен обладать студент при устройстве на место практики;
Какие существуют риски при приеме студентов на базу практики;
Какова может быть выгода от сотрудничества базы практики с университетом;
Как можно охарактеризовать модель руководства практикой студентов в организации в современных условиях;
Что мешает эффективности процесса обучения студентов на местах практики;
Каковы возможности формирования перечня работ для студентов-практикантов.
 
Результаты обсуждения будут оформлены в виде решения Круглого стола и доведены до Федерального УМО по УГСН «Социология и социальная работа» (г. Москва), баз практики и других заинтересованных сторон, а также положены в основу дальнейшей деятельности по организации практического обучения на кафедре социальной работы и конфликтологии ПГНИУ.
 
Кафедра социальной работы и конфликтологии

Поделиться информацией: