Евгений Карлович ХЕННЕР



Доктор физико-математических наук, профессор,
 
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: (342) 237-62-99



Образование
Пермский государственный университет, физический факультет, 1969 г.
Аспирантура, Пермский университет, 1971 г.

Ученые степени и звания
Кандидат физико-математических наук, 1973 г., Казанский государственный университет.
Доктор физико-математических наук, 1991 г, Казанский физико-технический институт РАН.
Доцент, кафедра математического анализа, 1974 г.
Профессор, кафедра информатики и вычислительной техники, 1991 г.
Член-корреспондент Российской академии образования, 2008 г.

Ступени профессиональной карьеры 
Лаборант, кафедра теоретической физики, Пермский университет, 1971–1972 гг.
Ассистент, старший преподаватель, доцент, кафедра математического анализа, Пермский государственный педагогический институт/университет (ПГПУ), 1972–1985 гг.
Заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники ПГПУ, 1985–1989 гг.
Заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники ПГПУ (по совместительству), 1989–2002 гг.
Декан математического факультета ПГПУ, 1989–1997 гг.
Декан факультета информатики и экономики ПГПУ, 1997–2002 гг.
Проректор по информатизации ПГУ, 2002–2005 гг.
Проректор по научной работе и инновациям ПГУ, 2005 г. – 2012 г.
Заведующий кафедрой информационных технологий ПГУ (по совместительству), 2002 г. – по настоящее время.

Членство в ученых советах, других государственных и общественных ассоциациях
Член ученого совета Пермского университета с 2002 г.
Член диссертационного совета по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения (математика, информатика) при Омском государственном педагогическом университете с 2002 г.
Действительный член Академии информатизации образования (Россия) с 1996 г.
Действительный член Международной академии информатизации с 1998 г.

Руководство выполнением научных проектов
1. «Разработка модели и интеллектуальной информационной системы поддержки информационной образовательной среды инновационного университета». В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.», 2009–1010 гг. «Развитие моделей, методов и технологий создания и использования информационных ресурсов для подготовки специалистов в сфере информатики и информационных технологий в системе высшего профессионального образования».В рамках Аналитической ведомственной целевой программы Рособразования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», 2009–2010 гг.
2. «Создание научно-методического обеспечения отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности». По заказу ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (Москва), 2009 г.
3. «Разработка концепции и технологии обучения информатике в классическом университете в условиях высокоразвитой информационно-образовательной среды». В рамках Аналитической ведомственной целевой программы Рособразования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», 2008 г.
4. «Разработка краевой целевой программы “Электронное Прикамье (2008–2010 гг.)”». По заказу Аппарата Правительства Пермского края. 2007 г.
5. «Создание научно-методической и учебно-методической системы профильной подготовки по информационным и коммуникационным технологиям для обеспечения конкурентоспособности выпускников средней школы». В рамках Аналитической ведомственной целевой программы Рособразования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы». 2006–2007 гг.
6. «Разработка методик использования информационных ресурсов для профильной подготовки учащихся средней школы в парадигме открытого образования».В рамках Аналитической ведомственной целевой программы Рособразования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», 2006–2007 гг.
7. «Разработка принципов формирования и контроля компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников общего образования». По заказу ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (Москва), 2006.
8. «Разработка сценариев компьютерных практикумов по курсу «Информатика» и методических материалов по их использованию». По заказу ООО «Кирилл и Мефодий» (в рамках программы Рособразования РФ), 2006 г.
9. «Разработка интерактивных ресурсов для повышения квалификации работников образования по использованию ИКТ в профессиональной деятельности и создание соответствующих учебно-методических материалов на компакт-дисках». По заказу Департамента образования Пермской области, 2005 г.
10. «Разработка научно-методического обеспечения подготовки кадров по специальности «Прикладная информатика (в образовании)». По заказу Департамента образования Пермской области, 2005 г.
11. «Разработка концепции регионального компонента содержания образования (начальная, основная, средняя школа)». По заказу департамента образования Пермской области, 2005.
12. «Формирование программ повышения квалификации учителей общеобразовательных школ и руководителей образовательных учреждений по использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности». В рамках Аналитической ведомственной целевой программы Рособразования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», 2005 г.
13. «Внедрение программного комплекса «Областной банк педагогической информации» в территориях Пермской области». По заказу Департамента образования Пермской области, 2005 г.
14. «Разработка научно обоснованной методики эксплуатации программного комплекса «Областной банк педагогической информации» и реализация импорта электронных документов». По заказу Департамента образования Пермской области, 2004 г.
15. «Разработка критериев, принципов информационной системы и ее опытная эксплуатация в целях создания Пермского филиала Института информатизации образования РАО». По заказу Департамента образования Пермской области, 2004 г.
16. «Обновление содержания образования в контексте новых информационных технологий». По совместному заказу Минобразования РФ и Департамента образования Пермской области в рамках программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании», 2004 г.
17. «Разработка учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации работников системы образования по использованию новых информационных технологий и средств телекоммуникаций в учебном процессе и управлении образованием».По заказу Департамента образования Пермской области, 2003–2004 гг.
18. «Разработка программного обеспечения для создания областного банка педагогической информации». По заказу Департамента образования Пермской области, 2003 г.
19. «Комплексное исследование проблем регионального образования».По заказу Департамента образования Пермской области, 2003 г.
20. «Разработка единых требований и системы практических заданий для определения общей информационно-коммуникационной компетентности студентов педагогических вузов». По заказу ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (Москва), 2003 г.
21. «Сбор информации и компьютерная обработка данных о состоянии информатизации образования Пермской области». По заказу Московского института стали и сплавов в рамках программы РЕОИС Минобразования РФ, 2002 г.
22. «Разработка учебно-программно-методического комплекса «Теоретическая информатика» для подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности». В рамках научно-технической программы Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», 2001 г.
23. «Разработка учебно-методического обеспечения в сфере естественно-научного образования (область «Информатика»)». В рамкахнаучно-технической программы Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», 2001 г.
24. «Разработка учебно-программно-методического комплекса «Компьютерное математическое моделирование» для подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности». В рамкахнаучно-технической программы Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», 2000 г.
25. «Разработка принципов функционирования интегрированной системы информатизации образования на региональном уровне, ее научного обеспечения, методического и организационного построения».В рамкахнаучно-технической программы Минобразования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», 2000 г.
26. «Исследование эффективности использования программ-имитаторов информационных систем в процессе подготовки студентов педагогических вузов». По единому заказу-наряду Минобразования РФ, 2000 г.
27. «Апробация, продолжение разработки, организация доступа через Internetучебно-методических материалов по курсу «Компьютерное моделирование» для педагогических вузов». По проекту Минобразования РФ «Вузовско-академический учебно-научный комплекс “Рифей”», 2000 г.
28. «Исследование структуры и содержания подготовки по компьютерному моделированию по естественно-научным направлениям и специальностям в педагогических вузах и создание элементов учебно-программно-методического комплекса». По заказу ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (Москва), 2000 г.
29. «Программа информатизации образования Пермской области». По заказу Департамента образования Пермской области, 1999 г.
30. «Концепция системы региональных образовательных стандартов для общеобразовательных учебных заведений Пермской области». По заказу Главного управления образования Пермской области, 1996 г.
31. «Программа информатизации образования Пермской области на 1995–1998 гг. (второй этап)». По заказу Главного управления образования Пермской области, 1995 г.
32. «Региональная программа компьютеризации и информатизации в школах и ПТУ Пермской области».По заказу Главного управления образования Пермской области, 1992 г.

Участие в международных проектах
Руководитель проекта Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в профессиональной деятельности». Проведение учебных семинаров для работников образования Республики Азербайджан, г.Баку, 2003 г. и Республики Армения, г.Ереван, 2004 г.

Текущая научная деятельност
Исследование проблем формирования ИКТ-компетентности преподавателей и учащихся школ и вузов и контроля ее уровня.

Развитие моделей, методов и технологий создания и использования информационных ресурсов для подготовки специалистов в сфере информатики и информационных технологий в системе высшего профессионального образования.

Разработка концепции и технологии обучения информатике в классическом университете в условиях высокоразвитой информационно-образовательной среды.

Совершенствование преподавания информатики в профильной школе.

Академические и иные награды
Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1997 г.
Медаль им. К.Д.Ушинского. 1996 г.
Нагрудный знак «За отличные успехи в работе».1985 г.
Нагрудный знак «Отличник народного просвещения». 1994 г.
Лауреат премии Iстепени Администрации Пермского края в области педагогики и психологии. 2009 г.

Участие в международных проектах
ПроектИнститута ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Повышение квалификации в области использования ИКТ в профессиональной деятельности». Участие в проведении учебных семинаров для работников образования Республики Азербайджан, г. Баку, 2003 г. и Республики Армения, г. Ереван, 2004 г.

Общее число публикаций
Научные статьи – 88.
Монографии – 4.
Учебники и учебные пособия – 20.
Авторские свидетельства – 4.

Избранные публикации

1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Профильное обучение в школе как этап подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям // Информатизация образования и науки. 2011. № 1. С. 3–14.
2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.Школьная информатика на новом этапе // Информатика и образование. 2010. №10. С. 5–13.
3. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р., Новикова О.Н.Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука. 2010. № 7. С. 88–96. 
4. Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Анализ структуры подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в российскойсистеме высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2010. №3. С. 135–151.
5. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р., Новикова О.Н., Чернобай Е.В.Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. 2010. №4. С. 3–11.
6. Хеннер Е.К.Информатизация образования – уже 25 лет, всего 25 лет // 25-летие информатизации образования: сб. статей / РАО; Институт информатизации образования. М., 2009. С. 136–146.
7. Макарихин И.Ю., Хеннер Е.К.Концепция интеллектуальной информационной системы поддержки информационной образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. №5. С. 36–40.
8. Ветров А.Л., Маланин В.В., Хеннер Е.К.Бизнес-инкубатор высоких технологий Пермского государственного университета: опыт создания и проблемы развития: сб. тр. науч.-практ. семинара «Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве». Вып. 5. Интеграция образования, науки и бизнеса – основа инновационного развития экономики (опыт России, Нидерландов, Бельгии и стран СНГ) / Моск. ун-т. М., 2009. С. 57–62.
9. Гагарина Д.А., Хеннер Е.К. Структура высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. №3. С. 69–73.
10. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.Система обучения информатике студентов вузов в условиях высокоразвитой информационно-образовательной среды // Педагогическая информатика. 2009. № 1. С. 51–60.
11. Хеннер Е.К. Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования // Информатизация образования и науки. 2009. №2. С. 71–85.
12. Хеннер Е.К.Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность участников системы непрерывного образования // Информатика и образование. 2009. №3. С. 4–9.
13.   Мелехин В.А., Хеннер Е.К.Структурно-информационная модель научной деятельности классического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2008. №6.
14. Скуратов А.К., Хеннер Е.К., Богданов М.Ю., Бояшова С.А., Ярных В.В., Перевалов В.А., Макаров С.И. Отраслевой центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования Российской Федерации // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. №6. С. 54–62.

Поделиться информацией: