Университет

Погода в Перми

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеМы в ОдноклассникахНовости в ТвиттереВидео на ЮтубМы на ФейсбукеМы в ИнстаграмМы в Телеграм


 





 

Слово президента университета В.В. Маланина: Пермский классический университет

Пермский университет был учрежден 14 октября 1916 года. Он возник на грани эпох российской истории, на исходе того многообещающего и трагического десятилетия, которое было отмечено блестящим – "серебряным" – расцветом русской культуры, взлетом научной мысли, стремительным экономическим ростом и в то же время – кризисом политического устройства, катастрофической войной, ввергнувшей Россию в небывалую социальную и политическую революцию. Все это наложило отпечаток на историю университета, определило его судьбу, индивидуальность.
 
Появление университета на Урале отвечало стратегии культурного и геополитического развития России: громадный, с растущим промышленным потенциалом регион требовал собственного научного, образовательного и просветительного центра. Эта идея уже обсуждалась на рубеже XIX-XX веков. Ее активно поддерживали Д.И. Менделеев, А.П. Попов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.Г. Денисов-Уральский и другие. Городская общественность – дума, земство, видные промышленники Перми – энергично отстаивали многообразные проекты создания высшей школы в Перми. Значительную роль сыграла гражданская инициатива крупного промышленника Николая Васильевича Мешкова. Город предложил наиболее благоприятные материальные и финансовые условия, и выбор правительства был сделан в пользу Перми. Университет возник как следствие встречного движения местной инициативы и общих потребностей развития России. С возникновением университета Урал, крайний восточный рубеж Европы, включился в общее европейское образовательное пространство.

Это следует подчеркнуть. Пермский университет был организован как отделение Санкт-Петербургского – одного из крупнейших университетов Европы. Первоначальный костяк его профессорско-преподавательского состава образовали молодые профессора и приват-доценты из столицы России. Это была плеяда блестящих ученых и преподавателей, с интересными идеями, огромной творческой энергией: Б.Д. Греков, С.П. Обнорский, Н.П. Оттокар, А.А. Заварзин, А.С. Ященко, К.К. Буга, Ю.Н. Верховский, А.Г. Генкель и другие. Это была многообещающая прививка интеллектуальной элитарности и европейской культуры провинциальному городу, до того, по выражению М.А. Осоргина, "спавшему в передней культуры". Университет быстро превращался в центр интеллектуальной и духовной жизни Пермского края, продуцируя поле высокого творческого напряжения, обеспечивая непосредственный контакт города с центрами европейской культуры и просвещения. Не только как комплиментарность, но и как свидетельство проникновения в историческую суть звучат слова английского путешественника Я. Гринвальда, написавшего о Перми:
 
"Центром всей культурной жизни явился университет ... его студенты придают Перми характер научно-академического городка, где стержнем всей жизни является университет. Это обстоятельство накладывает отпечаток на лицо города, ставшего одним из республиканских центров науки, своеобразным "Уральским Кембриджем".
 
В год открытия в университете было три факультета – историко-филологический, юридический и физико-математический, обучалось 522 студента и 40 вольнослушателей, в штате было 12 профессоров, 30 приват-доцентов и семь ассистентов. Первым ректором стал профессор К.Д. Покровский, известный астроном, впоследствии член-корреспондент Академии наук СССР. 
 
Не все задуманное при основании университета реализовалось быстро и вполне: эпоха, в которую он был рожден, вскоре завершилась. Но университет жил и развивался, последовательно переживал волюнтаристские зигзаги послеоктябрьских десятилетий, жил в соответствии с поступательным ритмом истории России. Однако во всех многочисленных реорганизациях и кампаниях университет стремился сохранять свои фундаментальные черты.
В 1930-31 учебном году на базе факультетов университета в Перми были созданы самостоятельные институты: педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, фармацевтический, а в Троицке Челябинский области – ветеринарный, в 1949 г. – политехнический институт.
 
На всех этапах своей истории университет оставался центром научного исследования края. Характерно, что многие авторитетные научные школы и направления, сформировавшиеся в университете и определяющие сегодня его научное лицо, выросли на базе изучения природного и историко-культурного своеобразия Прикамья и – шире – Урала. Преемственность современных научных школ университета и их постоянный интерес к исследованиям в целях развития региона характерны для ряда поколений ученых. Многие из естественных кафедр, основанных в 1916 г., сохраняют тот же профиль научной деятельности и поныне.
 
На всех этапах своей истории университет оставался школой умов и талантов для города и региона. С возникновением университета талантливая пермская молодежь получила возможность реализовать свои дарования. Уже многие десятилетия выпускники университета занимают ключевое положение во всех сферах экономической, научной, культурной и политической жизни края. А через них университет как бы растворяется живым ферментом творчества во всей жизни города и региона.
 
В постперестроечный период, когда Пермь перестала быть закрытым городом, университет стал возвращаться в естественное для него пространство мировой культурной и научной жизни. Возникли и наполняются живым творческим содержанием связи с центрами европейской науки и культуры, ежегодно появляются новые контакты. В дальнейшем международное общение особенно активизировалось при реализации программы университета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006 г.), а также программы развития университета как национального исследовательского. Преподаватели получили возможность повышения квалификации, стажировок  и обмена опытом в зарубежных вуза и научных центрах. Университет стал принимать у себя ведущих иностранных ученых, которые читают лекции студентам, участвуют в совместных научных проектах. Сфера международного сотрудничества представляет собой многоуровневую структуру, реализуемую подразделениями университета и закрепленной системой договоров. География контактов постоянно расширяется. Это, прежде всего, Оксфордский университет и Манчестер Метрополитен Университет (Великобритания), ряд французских университетских центров (Экс-Марсель, По, Нанси - I), университеты США (Луисвилль), научные и образовательные центры нескольких стран Европы (Испания, Германия, Словения, Италия, Португалия), Китая и даже Австралии. 
 
Университет активно включился в реализацию программы развития «Рациональное природопользование: технологии прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами», рассчитанную на 2010- 2019 годы. Существенно обновлена материальная база, созданы новейшие научные лаборатории, готовые выполнять заказы краевого правительства, предприятий и организаций. 
 
Университет стоит на пороге своего столетия. Эта символическая цифра – очередная веха в пути, объединяющем жизни многих поколений, повод оглянуться назад и строить дерзкие амбициозные планы на будущее. Сегодня университет оказывается ближе к эпохе своего основания, к замыслу своему и предназначению, активно ищет ответы на новые "вызовы" истории.
 

Поделиться информацией: