Университет

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеНовости в ТвиттереВидео на ЮтубМы на ФейсбукеМы в ИнстаграмМы в Телеграм





 
 

Международный проект UPP

«Базы практик и модели руководства при обучении студентов – специалистов по социальной работе: сравнение подходов в России и США»

Регистрационный номер проекта: W16-1018
Годы реализации: 2016–2017
Название программы: Российско-американская программа партнерства университетов фонда «Евразия»
Грантозаявители: Университет штата Айова (США), Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия)


Координатор проекта в ПГНИУ
Светлана Евгеньевна Гасумова
к.соц.н., доцент, доцент кафедры социальной работы и конфликтологии юридического факультета
и кафедры информационных технологий механико-математического факультета
Расположение: ауд. 46а, корп. 5
Телефон: (342) 239-66-30
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Цель проекта: проведение преподавательского обмена между UI и ПГНИУ, чтобы изучить методы отбора учреждений для размещения студентов и повышение качества кураторства.

Задачи проекта:
1) повысить понимание природы и структуры размещения студентов в организациях в каждом учреждении через посещение агентств и интервью с руководителями практики и студентами,
2) исследовать, как организованы некоммерческие организации в штате Айова и Пермском крае, чтобы помочь ПГНИУ вовлечь эти организаций как площадки для прохождения практики,
3) выявить кураторские практики, которые могут быть заимствованы и использованы в Пермском крае и штате Айова,
4) разработать и адаптировать инструмент оценки, который может быть использован для оценки качества работы баз практик и кураторства в Пермском крае, учитывая культурные специфические особенности при сравнительном исследовании.
 
Основные мероприятия проекта:
1. Анкетирование студентов ПГНИУ по производственной практике (анкета разработана Университетом штата Айова).
2. Разработка и внедрение адаптированного к российским образовательным программам и культурным особенностям инструментария для оценки баз практики в ПГНИУ на основе апробации в 2016 г. инструментария УА (разработаны 2 анкеты для опроса студентов бакалавриата и магистратуры).
3. Создание и размещение на официальном сайте ПГНИУ интерактивной карты «Места практики студентов направления подготовки "Социальная работа"».
4. Опрос 10 выпускников направления подготовки «Социальная работа» ПГНИУ об эффективности  организации студенческой практики.
5. Опрос студентов и выпускников направления подготовки «Социальная работа» УА об эффективности  организации практики.
6. Переговоры по проекту в Федеральном УМО по укрупненной группе специальностей и направлений «Социология и социальная работа» (Москва, май 2016 г.).
7. Прием делегации Университета штата Айова в ПГНИУ в мае 2016 г. (переговоры по проекту, методические семинары и совещания по проекту, конференции, открытые лекции Каролин Хартли, Эми Батлер и Эйслинн Конрад-Хайебнер по социальной политике США).
8. Совместное обследование в рамках визита 11 баз практики студентов направления подготовки «Социальная работа» в России (ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» (г. Москва), Государственное автономное учреждение дополнительного образования Пермского края «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» (ГАУДО ПК ЦППМСС), Аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, Министерство социального развития Пермского края, Краевой центр комплексной реабилитации инвалидов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми, Кризисное отделение для женщин Центра социальной адаптации г. Перми, Пермский краевой суд, Отдел ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Государственное казенное учреждение Пермского края социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Перми, Общественная организация «Солнечный круг»).
9. Перевод на русский язык и публикация методических документов об организации практики студентов направления подготовки «Социальная работа», предоставленных Университетом штата Айова.
10. Разработка инструментария для измерения уровня повышения знаний в области организации практики студентов и моделей руководства ею у участников проекта от ПГНИУ, проведение опроса, оценка результатов.
11. Разработка, утверждение и публикация новых программ практики студентов направления подготовки «Социальная работа» ПГНИУ с учетом американского опыта.
12. Посещение делегацией кафедры социальной работы и конфликтологии ПГНИУ Университета штата Айова в октябре 2016 г. (переговоры по проекту, методические семинары и совещания по проекту, конференции, открытые лекции Светланы Гасумовой, Татьяны Попковой, Ларисы Соболевой, Владимира Бронникова, Миланы Григорьевой о социальной политике России).
13. Совместное обследование и оценка в рамках визита 9 баз практики студентов направления подготовки «Социальная работа» Университета штата Айова (США): Департамент социальных услуг Правительства штата Айова (Iowa Department of Human Services); Медицинский и классификационный центр при тюрьме Окдэйл «Iowa Medical and Classification Center», входящий в систему учреждений Исправительного департамента Правительства штата Айова и имеющий в своей структуре хоспис, а также предоставляющий заключенным услуги канистерапии (с использованием собак) и др.; Центр реабилитации инвалидов в структуре детской больницы Университета штата Айова; Общеобразовательная школа в г. Де-Мойн, реализующая программы социальной и медицинской помощи ученикам (выдачу продуктов питания детям из малообеспеченных семей «Food bank» и др.); Общественный ресурсный центр для женщин «Women's Resource & Action Center», фнкционирующий на базе Университета штата Айова и реализующий Программу защиты жертв изнасилований; Отделение крупнейшей международной общественной фандразинговой организации «United way» в восточной центральной Айове (г. Де-Мойн), осуществляющей сбор благотворительных пожертвований среди населения и коммерческих организаций и распределяющей собранные средства на конкурсной основе среди социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся социальной работой; Общественное объединение по травмам головного мозга «Brain Injury Alliance» of Iowa, занимающееся профилактикой таких травм, пропагандой значимости этой проблемы, научными исследованиями, обучением и поддержкой людей с повреждениями мозга и их окружения; Общественная организация, предоставляющая первую медицинскую помощь малообеспеченным гражданам, «Primary Health Care»; Отделение Национальной ассоциации социальных работников США в штате Айова (г. Де-Мойн).
14. Внесение изменений в учебный план № 7755 подготовки студентов направления «Социальная работа» по увеличению продолжительности практики на 108 часов (3 зачетных единицы) в соответствии с американским опытом.
15. Разработка и издание приказа «Об организации практики студентов ПГНИУ» № 22 от 01.03.2017 на экспериментальной площадке проекта – Краевом государственном автономном учреждении «Центр комплексной реабилитации инвалидов» с целью совершенствования порядка приема студентов и организации работы с ними на основе американского опыта. Проведение разъяснительной работы с персоналом головного учреждения КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов» и 12 отделений в городах и районах Пермского края об изменениях в порядке приема студентов на практику и организации работы с ними в соответствии с приказом № 22 от 01.03.2017
16. Расширение перечня баз практики на основе американского опыта – заключение 59 новых долгосрочных договоров о практике с организациями и учреждениями социальной сферы
17. Совместное участие представителей вузов-партнеров в 26 конференциях, круглых столах, семинарах в Москве, Айова-Сити, Де-Мойне, Перми, Париже, в том числе проведение методического Круглого стола по проекту «От практики – к трудоустройству» в ПГНИУ с приглашением руководителей органов власти, организаций и учреждений социальной сферы – представителей баз практики и совместное выступление с докладом о результатах проекта на международной конференции Европейской ассоциации школ социальной работы в июне 2017 г. в Париже.
18. Написание и публикация 17 статей по проекту.
19. Составление, опубликование в издательстве ПГНИУ и размещение в системе РИНЦ и на сайте ПГНИУ сборника материалов по проекту «Как организовать практику студентов по социальной работе?» (304 с., ISBN 978-5-7944-2812-4).
20. Передача в Федеральное УМО по УГСН «Социология и социальная работа» сборника материалов по проекту в электронном и печатном виде для распространения среди 232 российских вузов, ведущих подготовку по направлению «Социальная работа».

Публикации по проекту:
1) Social work in action // NASW News. Washington, D.C. 2017. February. Volume 62. NO. 2. P. 10.
2) Гасумова С.Е. Международный проект по гранту фонда «Евразия» // 25 лет «Социальной работе» в Пермском университете: 1991–2016 / под ред. С. Е. Гасумовой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. С. 225-250.
3) Гасумова С.Е. Сравнительный анализ организации студенческой практики по социальной работе в России и США // Отечественный журнал социальной работы. 2016. № 2. 169-177.
4) Григорьева М.И. Об организации практики студентов в условиях компетентностного подхода // Международные педагогические чтения, посвященные памяти профессора С.И. Злобина: сб. материалов 10–12 октября 2016 г. / сост. И.С. Васева. – Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2016. – С. 25-31.
5)  Как организовать практику студентов по социальной работе? Материалы российско-американского проекта / под ред. С.Е. Гасумовой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. 304 с. 17,67 печ.л. 100 экз. ISBN: 978-5-7944-2812-4. В системе РИНЦ. Сайт ПГНИУ.
Указатель статей, опубликованных в сборнике:

Название статьиАвторыСтр.
1). Опроекте
About the Project
С.Е. Гасумова
S.E. Gasumova
Указ. сборник
С. 7–31
 
2). Методический подход к практическому обучению студентов направления подготовки «Социальная работа» в условиях вузовской системы в России
Methodological Approach to the Field Experience of Social Work Students in the Russian Higher Education System
З.П. Замараева
Z.P. Zamaraeva
 
Указ. сборник
С. 32–40
 
3). Организация практики студентов направления подготовки «Социальная работа» в ПГНИУ с позиции компетентностного подхода
The Organization of Social Work Students’ Field Experience in PSU from the Competency Approach Perspective
М.И. Григорьева
M.I. Grigoreva
 
Указ. сборник
С. 41–51
4). Согласованиеинтересовсубъектовпрактики
The Harmonization of Interests of the Field Education Subjects
В.А. Леденцова
V.A. Ledentsova
 
Указ. сборник
С. 52–58
5). О производственной практике студентов направления
подготовки «Социальная работа» в органах государственной власти Пермского края
Field Experience of Social Work Students in the Governmental Bodies of the Perm Region
Л.А. Соболева
L.A. Soboleva
 
Указ. сборник
С. 59–61
6). О правовой практике студентов направления подготовки «Социальная работа» юридического факультета Пермского университета
Field Experience of Social Work Students of the Perm University Law School in the Legal Area
С.И. Реутов
S.I. Reutov
 
Указ. сборник
С. 62–70
7). Мнениевыпускников
Opinions of Graduates
С.Е. Гасумова
S.E. Gasumova
 
Указ. сборник
С. 71–108
8). Сравнительный анализ организации студенческой практики по социальной работе в России и США
A Comparative Analysis of the Organization of Social Work Stu-dents’ Field Experience in Russia and the US
С.Е. Гасумова
S.E. Gasumova
 
Указ. сборник
С. 109–121
9). Оценка программы практического обучения по социальной работе в Университете штата Айова
Evaluation of the Social Work Field Education Program at the University of Iowa
К. Куи, Л. Френч. Перевод Е.А. Гриценко
C. Coohey, L. French. Translated by E.A. Gritsenko
 
Указ. сборник
С. 122–139
10). Документы по практике в Пермском университете (Россия)
Field Education Documents at Perm University (Russia)
М.И. Григорьева, З.П. Замараева, М.И. Баженова
M.I. Grigoreva, Z.P. Zamaraeva, M.I. Bazhenova
 
Указ. сборник
С. 140–232
11). Документы по практике в Университете штата Айова (США)
Field Education Documents at the University of Iowa (USA)
К. Хартли, К. Куи, Л. Френч. Перевод Е.А. Гриценко, А.Н. Казанцевой
C. Hartley, C. Coohey, L. French. Translated by E.A. Gritsenko, A.N. Kazantseva
Указ. сборник
С. 233–288
12). Глобализация образовательного процесса: практика как транснациональное поле взаимодействия вузов в рамках подготовки специалистов по социальной работе
The Globalization of Educational Process: Field Experience as a Transnational Area of Interaction Between Universities within the Framework of the Social Workers’ Training
 
Т.Д. Попкова
T.D. Popkova
 
Указ. сборник
С. 289–293

6) Попкова Т.Д. Глобализация образовательного процесса: практика как транснациональное поле взаимодействия // ISSN 2308-4804 Science and world. 2016. № 9 (37). Vol. II. Р. 71-73.
7) Попкова Т.Д. Опыт взаимодействия университетов в рамках международного проекта: продуктиваные решения организации практики студентов // Символ науки (журнал Международного центра инновационных исследований "Omega Science"). 2017.

Новости о проекте:

На официальном сайте Пермского государственного национального исследовательского университета:
1) «Кафедра социальной работы и конфликтологии ПГНИУ совместно со Школой социальной работы Университета штата Айова (США) выиграла грант Фонда "Евразия"» от 29.03.2016.
2) «Открытые лекции по социальной политике США прочитают преподаватели университета штата Айова» от 13.05. 2016.
3) «В ПГНИУ обсудят российско-американское партнёрство университетов» от 20.05.2016.
4) «Руководители социальной сферы Пермского края обсудили в ПГНИУ практику студентов» от 27.09.2016.
5) «A Delegation of Perm State University Visited Iowa State University» от 21.10.2016.
6) «Делегация ПГНИУ посетила Университет штата Айова в рамках Программы партнерства университетов» от 21.10. 2016.
7) «В Пермском университете состоится презентация международной и сетевой деятельности Национального фонда подготовки кадров» от 10.03.2017.

На официальном сайте Пермского краевого суда:
«Делегация университета штата Айова (США) посетила с дружественным визитом Пермский краевой суд» от 24.05.2016.

На сайте Российского государственного социального университета (Москва)

На сайте Центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» (Москва):
«Международный научно-практический лекторий "Кросс-культурная социальная работа: российский и американский опыт"».

На сайте Государственного автономного учреждения дополнительного образования Пермского края «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» (ГАУДО ПК ЦППМСС):
«Делимся опытом с делегацией из штата Айова».

Фотогалерея


С президентом Европейской ассоциации школ социальной работы Нино Жганец (Париж, 2017)

С Аннамарией Кампанини, президентом Международной ассоциации школ социальной работы (Париж, 2017)


Каролин Хартли с проректором ПГНИУ Игорем Германовым


Делегация ПГНИУ с ректором Университета Айовы Б. Харрельдом, деканом школы соц. работы С. Сандерс и доцентом К. Хартли


Совместное участие в совещании в Федеральном УМО по УГСН Социология и социальная работа, Москва 2016

Поделиться информацией: