Калейдоскоп географических практик (лето-2011)

Кроме практик на стационарных базах студенты географического факультета отправляются и на дальние практики, краткая информация о которых приводится ниже.

 

Направление Экология и природопользование 2 курс

Студенты 2 курса кафедры биогеоценологии и охраны природы  проходили учебную полевую – зональную практику в ГПЗ Басеги с 28 июня по 9 июля 2011 г.

 

В процессе практики обследовали и изучили основные биогеоценозы, вертикальные пояса, освоили основные методы полевых исследований, выявили закономерности географического распространения живых организмов, их численность, видовое разнообразие. Оказали неоценимую помощь сотрудникам заповедника не только в сборе и обработке научных  материалов, но и практическую помощь в прочистке дорог общего пользования.

 

Во время практики было много интересных открытий, находок и ярких впечатлений. Впервые за последние 25 лет был обнаружен новый (старый) вид птиц – белая куропатка. Научные сотрудники заповедника сообщили нам, что весной и в начале лета этого года слышали токование неизвестных птиц. Предположили, что это белая куропатка. В процессе наших исследовании, на одном из маршрутов к горе Сев. Басег нам дважды удалось увидеть выводок этих птиц. Таким образом, выяснилось, что это не ошибка, не случайная встреча. Хотя эти птицы и живут значительно севернее, но по роду причин откочевали южнее и остались на территории заповедника, вывели птенцов.

 

 

Направление   География 1 курс

В июне-июле 2011 гг. студенты побывали в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, различных частях Республики Карелия, включая знаменитый на весь мир музей-заповедник Кижи , а также в г. Великом Новгороде и Новгородской области. В прошлом году также в маршрут практики была включена Псковская область, в т.ч. Государственный заповедник в г. Пушкинские Горы. В задачи практики входили знакомство с основными природными и историко-культурными достопримечательностями указанных территорий, их социально-демографическим, экологическим и экономическим потенциалом, а также анализ трансформационных процессов в регионах России, имеющих богатый туристско-рекреационный потенциал.

 

В течение практики студенты самостоятельно готовят и проводят экскурсии, овладевают первыми географическими навыками (наблюдение, работа в экспедиции, первичный анализ, сбор статистической информации), расширяют свой географический кругозор, закрепляют понятийно-терминологический аппарат общественной географии.

 

 

Специальность Социально-культурный сервис и туризм 1 курс

Учебная практика по туризму со студентами первого курса дневного отделения проходила в горах Северного Урала. Студенты совершили пеше-водный поход первой категории сложности. Протяженность пешеходного маршрута включая все радиальные выходы составила 140 км, а протяженность водной части – 70 км. При этом студенты научились организовывать спортивные путешествия, составлять раскладку питания, планировать график движения, решать тактические и технические задачи, которые задает дикая природная среда, особенно при преодолении различных естественных препятствий.

 

Туристы познакомились с флорой и фауной горных территорий Северного Урала, от долин самых крупных рек, до гольцовых зон. Наблюдали смену растительности от тайги до тундры и до самых вершин гор и хребтов. Всего было совершено пять восхождений, с перепадом высот от подножия до вершины, около 1 км. Также во время практики велась фото- и видеосъемка, на основании которой будут смонтированы фото- и видеофильмы. А по итогам путешествия каждому  участнику будет присвоен третий спортивный разряд по спортивному туризму.

 

Также во время прохождения маршрута, в одном из самых глухих и редко посещаемых уголков Северного Урала, студенты, можно сказать, совершили географическое открытие. Они обнаружили неизвестное озеро, которое возможно является самым крупным горным озером Пермского края. Следов пребывания человека на берегах этого озера нет. Там встречается множество редких и необычных растений, занесенных в Красную книгу, самый яркий представитель которых – растение-хищник – росянка. По берегам озера обнаружено множество следов диких животных. Это озеро не было нанесено на топографические карты, его нет в реестре водных объектов, и возможно люди в современное время на нем бывали всего несколько раз. Сейчас факультет планирует более основательно заняться изучением этого озера. Были принято коллегиальное решение не афишировать местонахождение этого озера, для того, чтобы оно оставалось в природной чистоте.

 

 

Специальность Социально-культурный сервис и туризм 2 курс

Группа студентов 2 курса специальности социально-культурный сервис и туризм под руководством ст.преподавателя кафедры туризма Фирсовой А.В. и ассистента Шароновой Е.А. в рамках учебной экскурсионной практики совершили увлекательное путешествие по территории Южного Урала.

 

За восемь дней на туристическом автобусе студенты преодолели расстояние свыше 2500 километров и познакомились с основными туристско-рекреационными комплексами Челябинской области и прилегающей к ней республики Башкирии: национальный парк Зюраткуль, горнолыжные комплексы Абзаково и Металлург-Магнитогорск , историко-археологический заповедник Аркаим ,  изучили основные  объекты экскурсионного внимания в  городах  Златоуст, Миасс, Магнитогорск, Челябинск. В последние дни практики студенты побывали на факультете сервиса и легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета, где получили информацию о системе подготовки студентов специальности СКС и туризм , а также о конференциях и Всероссийской олимпиаде студентов, ежегодно проводимой кафедрой педагогики и социальной работы ЮУрГУ.

 

Основная цель, которую ставили перед собой организаторы практики – научить студентов самостоятельно моделировать экскурсионные туры по Южному Уралу, в целом, была достигнута. На протяжении всей практики студенты вели дневник путешествия , где фиксировали объекты посещения, контактную информацию, свои впечатления. Длительные автобусные переезды сопровождались экскурсионными справками, которые  практиканты готовили накануне отъезда. Каждое место прибытия фиксировалось на видеокамеру: достопримечательности, профессиональные экскурсии, беседы с менеджерами туристских комплексов, выступления самих студентов (исторические справки, статистические данные, предания и легенды мест). Все это войдет в небольшой учебный видеофильм, который будет подготовлен к сентябрю, вместе со стенгазетой и письменным отчетом Туристские ресурсы Южного Урала .

 

Более всего студентам запомнилось разнообразие ландшафтов Челябинской области – это и характерная горная страна на северо-западе, с знаменитыми хребтами Зюраткуль, Нургуш, Таганай. И плавные переходы к равнинному ландшафту, и обилие живописных озер: Тургояк, Якты-Куль, непривычные для нас степные просторы окрестностей Аркаима Сложное впечатление вызвали промышленные заводы-гиганты Магнитогорска и Челябинска. Стали мы и свидетелями экологического бедствия – сотни километров березовых лесов на пути из Магнитогорска в Челябинск поражены гусеницей (непарным шелкопрядом). В целом, практика вызвала позитивные впечатления. Студенты убедились, что определенные виды туризма давно и уверенно развиваются  на территории  Челябинской области. Это, прежде всего, активные виды отдыха: горные восхождения, сплавы по рекам, спелеотуризм, горнолыжный спорт, велотуризм. Санаторно-курортное направление развито в окрестностях озер. Историко-культурный туризм представлен на территории заповедника Аркаим , где в сезон с мая по октябрь бывает до 40 000 туристов (по данным музейного учета). При этом в области практически отсутствует практика событийного туризма, что нам, жителям Пермского края, показалось удивительным.

 

Если кратко описать дни нашего путешествия, то выглядели они следующим образом: первый день – переезд Пермь-Суксун. Остановка и экскурсионная программа в Суксуне, где мы посетили краеведческий музей, парк и стали свидетелями фестиваля В Суксун со своим самоваром . Также в окрестностях Суксуна мы познакомились с деятельностью рыбоводческих хозяйств и оценили вкус шашлыка из форели. К вечеру мы добрались до НП Зюраткуль , где разместились на турбазе в деревянных домах с печкой и удобствами во дворе. Вечером купались в озере Зюраткуль. Следующий день нас встретил проливным дождем, который не прекращался до 21.00. Это не помешало нам посетить базу отдыха Китовая пристань , Экопарк и питомник собак породы хаска, изучить на карте одно- и многодневные маршруты Национального парка. Второй день утром мы совершили восхождение на хребет Зюраткуль, по тропе здоровья и далее по кварцевому курумнику на камни Медведи . После обеда отправились в города Златоуст и Миасс. В Златоусте поднялись на колокольню святого Иоанна Златоуста и с высоты птичьего полета осмотрели горные хребты окрестностей Златоуста: Уреньга, Таганай, Урал-Тау. Поздно вечером прибыли в дом отдыха Березки . Следующий день был посвящен знакомству и сравнительному анализу двух горнолыжных центров Абзаково и Металлург-Магнитогорск . В качестве объектов досуга посетили кафе-ресторан Горное ущелье на высоте 975 метров над уровнем моря и аквапарк Водопад чудес в Магнитогорске. Ночевали в Березках и следующий день отбыли в историко-архитектурный заповедник Аркаим , где нас застала нестерпимая жара, но этот факт был компенсирован прекрасной работой компетентных научных сотрудников музея. Мы посетили Музей природы и человека , Жилище каменного века , Курган Темир , поднялись к местам силы : гора Шаманиха и Гора любви , где стали свидетелями разнообразных эзотерических практик: обряд очищения , обретение энергии , поклонение солнцу и др. В завершении практики вернулись в нашу современную действительность и познакомились с историко-культурным центром города Челябинска.

 

2 июля экскурсионная практика по Южному Уралу благополучно завершилась в г.Перми и группа отметила, что время пролетело стремительно и плодотворно. Также студенты высказали общее пожелание – в следующем учебном году принять участие во Всероссийской студенческой олимпиаде студентов специальности СКС и туризм в ЮУрГУ.

 

 

Продолжение следует…

Поделиться информацией: