Географ-исследователь ПГНИУ сравнила музейный потенциал Перми и Манчестера


Старший преподаватель кафедры физической географии и ландшафтной экологии и кафедры социально-экономической географии ПГНИУ Анисья Лядова сопоставила условия для создания музеев в Перми и Манчестере, чтобы понять, как можно эффективно использовать промышленное наследие и существующий музейный потенциал.

«Дело в том, что существует невероятное совпадение условий создания музеев в Перми и Манчестере, поэтому посмотреть на ситуацию в Манчестере было просто необходимо», – комментирует кандидат географических наук Анисья Лядова.

Манчестер известен своим Манчестерским музеем науки и промышленности, который появился в 1969 г. Его экспозиции посвящены развитию науки, техники и промышленности с акцентом на достижения города Манчестера в этих областях. Для музея был переоборудован пассажирский железнодорожный вокзал. В выставочном комплексе проводятся фестивали, на которых демонстрируются действующие модели первых английских паровозов. Примечательно, что сам музей, размещённый в исторических зданиях, находится в окружении сохранённых исторических построек и действующей первой в мире железной дороги.


«Все эти факты логично выстраиваются в параллели с пермскими реалиями. Наш завод им. А.А. Шпагина сейчас переживает трансформацию. Вокруг этой площадки уже сформировалась дискуссия по поводу его дальнейшей судьбы. На примере Манчестера было важно проследить, как инициатива местного сообщества сохранить своё наследие в период значительных проблем именно в этом секторе английской экономики была поддержана Британскими железными дорогами. И это привело к невероятному росту музея и его экспозиции – в нескольких его корпусах демонстрируются не только паровозы и двигатели, но и автомобили, самолёты, ткацкое производство, технические новинки. И параллельно с этим растущим музейным центром, буквально через дорогу Манчестер откапывал свой первогород Каслфилд – римский форт VIII в. н.э. и развивал вокруг него городской парк», – уточнила Анисья Лядова.

В рамках исследования был проведен опрос. У студентов и преподавателей Манчестерского столичного университета спрашивали их отношение к понятиям «наследие» и «память места». Одним из важных вопросов был о том, если бы у них была возможность создать такой музей, то чтобы они в первую очередь представляли и чем бы заинтересовывали. Был и «провокационный» вопрос. Респондентов попросили подумать над тем, что придётся сохранять в музеях будущего, когда закончится постиндустриальная эпоха, в которой сохраняли индустриальное наследие.

По итогам исследования было зафиксировано отличие студентов и преподавателей с промышленного Севера и аграрного Юга Англии при ответе на вопрос об отношении к культурному наследию. «Южане не задумываются о том, что индустриальное наследие надо сохранять. Так и отвечали, что оно ни к чему. Для нас это было просто что-то необычное, вывод напрашивается однозначно – дух индустриального города, что в России, что в Европе один и менталитет один», – комментирует географ-исследователь Пермского университета.


Результаты опроса показали, что практически все (кроме южан) согласны с сохранением закрывшихся уникальных предприятий, как музеев или образовательных центров. Большинство посещали индустриальные музеи, но манчестерцы отлично знают свои музеи, а все остальные почти не знают музеев Манчестера, но знают музеи своих промышленных городов. Почти все говорят о том, что музеи обязательно должны включать интерактивные части экспозиции и демонстрацию того, как это может существовать и работать в среде современного города. А 60% опрошенных согласны с тем, что можно сделать музейный кластер, когда транспортные/промышленные музеи посещаются/работают с музеями действующих предприятий.

Исследователь отмечает: «Пермь больше Манчестера как по численности, так и по площади. И в отличие от Манчестера в Перми есть гораздо больше возможностей не только сохранить наследие и память места, но и создать совершенно новые виды музейной, образовательной и иной деятельности, удачно использовать окружающую среду и привлечь ещё большее число людей к организации. У нас начинается первая на Урале железная дорога, рядом с которой протекает одна из красивейших рек Урала, вблизи находится первогород. Огромное число людей готово участвовать в социальных проектах, связанных с этим направлением. И самое главное есть реальные и действующие объекты пермской промышленной и транспортной истории – от паровозов и машин до станков и самих людей, сохраняющих их в действии. Я бы сказала, что это не только городская география и история, это региональный и российский уровень. Мы слишком крепко связали железной дорогой не только некоторые наши краевые города (Чусовой, например) и университеты, но столичные и региональные центры».

Анисья Лядова дополнительно собрала материал и в других городах Англии: «Кроме Манчестера, я посетила Шеффилд. Меня очень интересовал их Музейный трест: Келам Айленд Музеум и Эббидейл Индастриал Музеум. Фактически Шеффилд – это наша Нытва, только у них производили и производят ножи, а в Нытве – столовые приборы. В Шеффилде создали ещё в 1930-е гг. музей на месте одной из первых мануфактур в мире».


Все полученные материалы легли в брошюру «К вопросу сохранения индустриального наследия Перми на примере площадки завода им. А.А. Шпагина», подготовленную в соавторстве с сотрудниками кафедры социально-экономической географии ПГНИУ Сергеем Меркушевым, Андреем Лучниковым и Романом Николаевым.

Сравнительное исследование было проведено в рамках программы академической мобильности преподавателей «Эразмус Плюс» (Erasmus+) в марте 2019 г.

Жители Перми тоже могут присоединиться к дискуссии, выразить свое мнение и помочь исследованию на пермском материале. Для этого нужно пройти опросы на платформе «Ярейтинг» в канале Пермского автомобильного музея «Ретро-Гараж». Для удобства можно скачать приложение в Play Маркет или App Store. Вопросы Ретро-Гаража обновляются постоянно. Полученные результаты помогут сформулировать предложения к концепции по развитию пространства завода им. А.А. Шпагина.

Пресс-служба

Поделиться информацией: