Ностальгия или маркетинг? Ученые ПГНИУ объясняют, почему в 2019 году перезапускают так много кинофраншиз


Мы насчитали не менее 15 кинопремьер 2019 года, сюжеты, которые сложно назвать новыми. «Астерикс и тайное зеркало», «Приключения Алладина», «Дамбо», «Хелбой: Возрождение кровавой королевы», «Лицо со шрамом», «Покемоны: Детектив Пикачу», «Алладин», «Люди в чёрном: Интернешнл», «История игрушек–4», «Король Лев» – словно читаешь афишу конца 1990-х или начала 2000-х. Почему кинопроизводители делают ставку на прошлое? На этот вопрос отвечают три эксперта Пермского университета.
Волшебная пилюля для кризисного времени
«В массовой культуре всегда присутствует определенная доля старых, проверенных сюжетов. Римейки, апгрейд прошлого – это показатель нормы. Когда эта доля "старого и проверенного временем" увеличивается, можно говорить об общественно-экономическом, политическом или иных кризисах», – рассказывает Юлия Ветошкина, доцент кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий ПГНИУ, кандидат культурологии. – Основная задача массовой культуры – развлекать и успокаивать, примирять человека с его жизнью. Так делал Голливуд с его сказками в самое тяжёлое время для Америки. Прекрасные проверенные диснеевские сказки (и не только) – это успокаивающая волшебная пилюля и отвлекающий маневр в условиях роста кризисных настроений в обществе. Кризис может выражаться в деструктивном поведении, когда из обычных потребителей становятся бунтарями. Это экономически невыгодно и никому не нужно. Поэтому создатели и кинопрокатчики делают ставку на такой продукт и, по-видимому, не ошибаются».  
 
Конкуренция с опорой на опыт
Заведующая кафедрой маркетинга ПГНИУ Екатерина Антинескул отмечает, что кинокомпаниям всё труднее создавать качественный продукт, соответствующий ожиданиям современной аудитории: «Сегодня на рынке большую долю, занимают крупнейшие стриминговые сервисы в мире (Netflix, CBS All access, HBO Now, hulu и другие). Они занимают лидирующие позиции по количеству сериалов и оригинального контента. Поэтому большие киностудии придумывают новые ходы, но опираются на свой опыт. Вполне логично, что компания "Дисней" приняла решение создавать ремейки сказок, к которым аудитория более лояльна, чем к новинкам. Новый тизер "Король Лев" (адаптация мультфильма 1994 года) собрал 224,6 миллиона просмотров за первые сутки. Русский трейлер набрал 3 млн просмотров. Аудитория 1990-х уже имеет свои семьи, собственные средства и обеспечивает большие кассовые сборы. "Дисней" ориентируется не только на интерес детей, но и на ностальгию взрослых, которые идут на премьеру и ведут с собой детей».
 
Беспроигрышные эмоции
«Интерес к перечисленным премьерам 2019 года подогревается стремлением зрителя к позитивным эмоциям», – считает Дмитрий Корниенко, заведующий кафедрой общей и клинической психологии ПГНИУ, доктор психологических наук. По мнению эксперта, семейные, детские фильмы и мультфильмы, например, «Король Лев», являются способом трансляции ценностей на понятном всем языке. «Все истории хорошо знакомые, а их герои выходят победителями. Это беспроигрышный сценарий, который безопасен для зрителя – он снова будет смотреть сказку со счастливыми концом и испытывать те же позитивные эмоции. Если фильмы заново переснимают или готовят продолжение, видимо в этом есть не только финансовый интерес, но доля потребности зрителя в переживании определенных эмоций. Хотя, на мой взгляд, конкретно в этом случае первичен коммерческий интерес».

Пресс-служба