Пермские ученые изучили возрастные особенности физического развития учеников


Лучше всего физически развиты дети 6–7 лет, ученики начальной школы пьют мало воды, а у подростков чаще фиксируется избыточный вес. Специалисты биологического факультета ПГНИУ и Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения изучили возрастные особенности компонентного состава тела пермских школьников и выявили негативные тенденции развития.


Заведующая кафедрой экологии человека и безопасности жизнедеятельности ПГНИУ Ольга Устинова совместно с доцентом кафедры Ольгой Маклаковой и сотрудниками ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» изучили компонентный состав тела школьников методом биоимпедансного анализа, основанного на измерении электрической проводимости биологических тканей организма.

Этот вид анализа проверяет электрическое сопротивление участков тела в разных частях организма с помощью анализатора АВС-01 «Медасс»: в положении лежа пациенту крепятся токовые электроды на кисти и стопе доминантной стороны тела. В ходе исследования выполнено сравнение десяти антропометрических показателей физического развития школьников на примере учеников одной из пермских школ.

Анализ компонентного состава тела учащихся первого класса показал, что у каждого четвёртого ученика наблюдается избыток жировой массы, и вместе с тем, у каждого пятого, наоборот, недостаток.

У 40% учеников основной школы (5–9 класс) зарегистрированы признаки гиподинамии и избытка доли жировой массы.

У старшеклассников биоимпедансный анализ показал наибольшую частоту регистрации избытка доли жировой массы (45%) и недостаточность скелетно-мышечной массы (12,5%).

Снижение гидратации (содержания воды) чаще всего регистрировалось у младших школьников (39,3%), избыток – среди учеников основной школы (48,6%).

Подобное исследование проводилось в Пермском крае в 2008–2010 году. «Мы наблюдаем стойкую негативную тенденцию. Причинами сложившейся ситуации является, прежде всего, образ жизни современных школьников: гиподинамия, большие учебные нагрузки, нарушение принципов здорового питания, а также широкое распространение заболеваний желудочно-кишечного тракта», – комментирует доктор медицинских наук Ольга Устинова.

Отклонение параметров состава тела является признаком функциональных и органических нарушений здоровья. «Важно отслеживать такие показатели и при выявлении отклонений, восстанавливать оптимальные значения показателей», – комментирует Ольга Устинова.

Результаты работы внедрены в программе реабилитации и профилактики, реализуемые на базе лагерей отдыха Пермского края. Разработаны программы здорового питания для школьников.

«Основных направлений восстановительной работы несколько: увеличение объемов физической активности детей, введение дополнительных уроков физкультуры, развертывание секционной работы на базе школ, переход на двухразовое горячее питание в школе, повышение грамотности родителей в области здорового питания детей разного возраста, увеличение эффективности ежегодных медосмотров школьников», – рассказала Ольга Устинова.

Исследовательская работа «Научное обоснование способов диагностики и профилактики у детей заболеваний, связанных с особенностями современного образовательного процесса и образа жизни» выполнена в рамках отраслевой программы Роспотребнадзора на 2016–2020 годы «Гигиеническое научное обоснование минимизации рисков здоровью населения России».

Пресс-служба

Поделиться информацией: