Факультеты

Погода в Перми

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеМы в ОдноклассникахНовости в ТвиттереВидео на ЮтубМы на ФейсбукеМы в ИнстаграмМы в Телеграм


 





 

Направление «Биология» (магистратура)

Профили: Биотехнология; Биоразнообразие растений и грибовБотаника; Генетика; Геномика и биоинформатикаГидробиология; Зоология позвоночных; Иммунология; Ихтиология и рыбоводство; Медико-биологические науки; Микология; Микробиология; НейробиологияФизиология и биохимия растений; Экосистемы лесов и рациональное лесопользование; Энтомология.
ФГОС, ОП, примерные учебные планы
Вступительные испытания, минимальные баллы

Магистерская программа «Биотехнология»

Основное содержание магистерской программы
- биотехнология как наука, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения экологических задач в практической деятельности человека;
- молекулярные основы ферментативного анализа биоорганических соединений;
- биологическая и генетическая инженерия;
- геномные и постгеномные технологии;
- биотехнология в промышленном производстве, здравоохранении и экологической защите.
Общенаучный цикл (15-20 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий, Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование экологических процессов.
Дисциплины по выбору: Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Физико-химические методы исследований в биологии.

Профессиональный цикл (35-40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии, Биоразнообразие и биотехнологический потенциал микроорганизмов, Большой практикум по биотехнологии, Введение в биотехнологию, Генетическая и клеточная инженерия, Геномные и постгеномные технологии, Инженерная иммунобиотехнология, Клеточные технологии, Молекулярная генетика, Сельскохозяйственная биотехнология, Энзимология
Дисциплины по выбору: Физиология животных и человека, Физиология растений, Биотехнология растений, Иммобилизованные клетки и ферменты в биотехнологии, Клеточные технологии в экологии человека, Промышленная биотехнология, Экологическая биотехнология

Практики и научно-исследовательская работа (55-65 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика по биотехнологии, научно-педагогическая практика.

Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)
Профессиональная подготовка студентов
- Современные представления о возможностях использования микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач.
- Готовность решать научно-исследовательские и научно-технические задачи разного типа.
- Навыки планирования и проведения научных работ и биотехнологических исследований.

Студенты имеют возможность участвовать в выполнении грантов, написании публикаций, организации и проведении конференций разного уровня.

Примерные темы магистерских диссертаций
Биодеструкция фармполлютантов изохинолинового ряда
Гомогенная и гетерогенная биотрансформация сложных эфиров почвенными актинобактериями
Оптимизация культивирования нитрилгидрализующих бактерий
АСМ/КЛМ-сканирование устойчивых к растворителям актинобактерий
Разработка метода направленного мутагенеза Rhodococcus rubber

Специалисты-биотехнологи широко восстребованы:
- в профильных научно-исследовательских институтах;
- на предприятиях пищевой, химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической, целлюлозно-бумажной промышленности

Выпускники магистерской программы могут поступить в аспирантуру по направлениям 05.06.01 Науки о Земле (направленность Экология) и 06.06.01 Биологические науки (направленность Микробиология).


Магистерская программа «Геномика и биоинформатика»

Основное содержание магистерской программы:
- реализация фундаментальных свойств живого наследственности и изменчивости на молекулярном уровне;
- закономерности организации и функционирования биологических систем молекулярно-генетического, клеточного, тканевого, органного и организменного уровней на основе информации, закодированной в их геномах;
- исследование качественных и количественных характеристик транскриптома;
- принципы строения и функционирования геномов живых организмов, структурные элементы геномов, методы картирования и секвенирования геномов;
- сравнительный анализ структур геномов разных организмов,
- функциональные сети: структура, динамика, эволюция; компьютерный анализ структурно-функциональной организации и эволюции генных сетей;
- новейшие генетические технологии, биобезопасность, генетические базы данных.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (10–14 зач. ед.)
Базовая часть: Иностранный язык (английский).
Вариативная часть: Психология и педагогика высшей школы, Философские проблемы естествознания, Экономика и менеджмент высоких технологий.

Математический и естественно-научный цикл (7–11 зач. ед.)
Базовая часть: Математическое моделирование и компьютерные технологии в биологии.
Вариативная часть: Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных.

Профессиональный цикл (30–42 зач. ед.)
Базовая часть: Современная экология и глобальные экологические проблемы, Современные проблемы биологии, Учение о биосфере, Спецглавы физических и химических наук.
Вариативная часть: История и методология биологии, Биологические базы данных, Структурная и функциональная геномика, Большой практикум по геномике и биоинформатике.
Дисциплины по выбору студента: Генные сети и системная биология, Новые генетические технологии и биобезопасность, Микробная геномика и метагеномика, Геномика человека, Программирование для геномики, Алгоритмы биоинформатики.

Практики и научно-исследовательская работа (48–58 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика по геномике и биоинформатике, научно-педагогическая практика, предквалификационная практика.

Итоговая государственная аттестация(10 зач. ед.)
Магистерская диссертация и государственный экзамен.

Профессиональная подготовка студентов:
– имеет базовые представления о геномике и биоинформатике, владеет навыками экспериментального и компьютерного анализа геномов;
- понимает принципы организации и хранения информации в банках данных, способен эффективно искать, интерпретировать и сравнивать между собой полученную информацию;
– демонстрирует базовые представления о структуре геномов и имеет навыки молекулярного маркирования геномов;
– имеет базовые представления о функциональной геномике, владеет навыками изучения и анализа экспрессии генома и профилированиияпротеома;
– знает принципы и подходы изучения сложных биологических систем,
– имеет представление о типах данных для их реконструкции и алгоритмах генетических сетей, владеет навыками их составления;
– имеет представление о принципах, методах и достижениях в области микробной геномики и метагеномики, владеет навыками работы с биоинформационными ресурсами анализа бактериальных геномов и генома микробныхпопуляций;
– демонстрирует знания о новых генетических технологиях, способен применять их при исследованиях биобезопасности новых продуктов и производств;
– демонстрирует знания о принципах, методах и достижениях в области геномики человека и умеет работать с генетическими информационными базами данных по геномике и полиморфизму нуклеотидных последовательностей человека;
– имеет базовые знания о принципах процедурного программирования, хорошо знает синтаксис и функциональность языка программирования Perl, имеет навыки в использовании функции и типы данных, характерные для Perl, чтобы самостоятельно писать программы на Perl для анализа наборов данных, полученных в результате биологических экспериментов;
– понимает принципы построения генетических сетей, различия между основными различных типов генетических сетей, и какие данные необходимы для реконструкции генетически сетей, какие алгоритмы применяются для этих целей.
– имеет опыт использования программного обеспечения для восстановления генетического сети и знаком спринципами системной биологии.

Магистранты принимают участие в выполнении проектов Федеральной целевой программе, грантов, проектов; работают в лаборатории на самом современном оборудовании молекулярно-генетического цикла.

Примерные темы магистерских диссертаций:
1. О связи первичных структур генов с эффективностью их экспрессии.
2. Компьютерный анализ молекулярной эволюции функциональных сайтов.
3. МиРНК регуляция активности генов у Arabidopsis thaliana (L.) Heynh.
4. Предсказание по последовательности функции генов.
5. Оценка роли отдельных участников аминокислотной последовательности в функционировании белка.
6. Исследование механизма функционирования макромолекул.
7. Построение молекулярных моделей белков и нуклеиновых кислот.
8. Генотерапия наследственных заболеваний человека.
9. Сравнительный анализ структур геномов.
10. Выявление генов — потенциальных мишеней действия новых лекарств.
11. Генетическая предрасположенность людей к разным видам деятельности.
12. Тандемные повторы в геномах растений.
13. Регуляторные последовательности в геномах животных.
14. Биоинформатика для анализа нуклеотидной эволюции.
15. Молекулярное маркирование геномов.


Обсуждение лабораторных работ и научных результатов


Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) ДНК бактерий, растений, животных и человека


Занятия проводятся на современном оборудовании в ПЦР-лаборатории


Выделение ДНК

 

Магистерская программа «Биоразнообразие растений и грибов»

Основное содержание магистерской программы

• биоразнообразие высших растений;
• биоразнообразие грибов;
• строение и функционирование основных типов растительных сообществ;
• видовое разнообразие растительного покрова региона и вопросы его охраны.



Экспедиция на хребет Кваркуш. Изучение биоразнообразия сосудистых растений хребта

Общенаучный цикл (15–20 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий, Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование экологических процессов.
Дисциплины по выбору: Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Физико-химические методы исследований в биологии.

Профессиональный цикл (35–40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: История и методология биологии, Современная экология и глобальные экологические проблемы, Современные проблемы биологии, Учение о биосфере, Биоразнообразие высших растений, Биоразнообразие грибов, Генетическое разнообразие растений и грибов. Дисциплины по выбору: Лесная фитопатология, Мониторинг грибов, Растительность страны, Ботаническое ресурсоведение, Сравнительная анатомия растений, Сравнительная эмбриология растений, Местная флора, Фитоценология.


Сплав по р. Чусовая. Изучение флоры скальных обнажений и мониторинг видов Красной книги. Вид с камня Великан

Практики и научно-исследовательская работа (55–65 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика по ботанике, научно-педагогическая практика.

Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)

Профессиональная подготовка студентов
• Детальное представление о современной таксономии и систематике высших растений и грибов.
• Готовность решать научно-исследовательские, научно-практические задачи в фитоценозах разного типа.
• Навыки планирования и проведения научных работ и экологических исследований.


Активные студенты могут принять участие в выполнении работ по грантам и хоздоговорным исследованиям, в публикациях результатов.


Камеральная обработка гербарного материала в лаборатории

Примерные темы магистерских диссертаций
Флора (микобиота) какой-либо территории (административного района, населенного пункта, ООПТ и т.п.) Пермского края (Урала)
Растительность какой-либо территории (административного района, населенного пункта, ООПТ и т.п.) Пермского края (Урала)
Видовой состав таксона (рода, семейства) в Пермском крае (на Урале)
Систематика таксона (рода, семейства) в Пермском крае (на Урале)
Мониторинг редких и охраняемых растений Пермского края
Биология размножения таксона (видов, рода)
Антэкология таксона (видов, рода)
Особенности анатомического строения таксона (вида, рода)
Мониторинг грибов какого-либо фитоценоза


Студенты за работой. Изучение биоразнообразия сосудистых растений ООПТ Теплая гора

Специалисты по биоразнообразию растений и грибов востребованы:
- в системе ООПТ (заповедники, заказники);
- в научно-исследовательских учреждениях;
- в природоохранных структурах различного уровня;
- в экодизайне и флористике;
- в образовательных учреждениях (вузы, школы);
- в Ботанических садах.

Выпускники магистратуры могут поступать в аспирантуру по направлению подготовки 06.06.01 – «Биологические науки».

Магистерская программа «Генетика»

Основное содержание магистерской программы:
- изучение фундаментальных свойств живых систем наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живой природы;
- молекулярно-генетический анализ популяций растений, рыб и человека;
- определение нуклеотидных последовательностей и структурно-функциональный анализ геномов растений, животных и человека;
- изучение влияния генетической гетерогенности на развитие физических качеств человека;
- изучение методов и достижений в области генетики микроорганизмов;
- основы генетического мониторинга биологических ресурсов и окружающей среды;
- ДНК-диагностики широкого профиля.

Базовая часть (21–30 зач. ед.)
Иностранный язык (английский), История и методология биологии, Математическое моделирование и компьютерные технологии в биологии, Современная экология и глобальные экологические проблемы, Современные проблемы биологии, Спецглавы физических и химических наук, Учение о биосфере.

Вариативная часть (24–45 зач. ед.)
Биоинформатика, Геномика и протеомика, Медицинская и экологическая генетика, Психология и педагогика высшей школы, Современные педагогические технологии, Философские проблемы естествознания, Экономика и менеджмент высоких технологий.

Дисциплины по выбору студента (15 зач. ед.)
Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Генетика развития, Генетические ресурсы растений и селекция, Актуальные проблемы генетики, Теоретический семинар по генетике. Новые генетические технологии и биобезопасность, Эволюционная генетика

Практики и научно-исследовательская работа (45–60 зач. ед.)
Научно-исследовательская работа, Научно-исследовательский семинар по биологии, Научно-педагогическая практика, Преддипломная практика, Учебная практика по генетике

Итоговая государственная аттестация (6–9 зач. ед.)
Магистерская диссертация и государственный экзамен.

Профессиональная подготовка студентов:
- демонстрируют знания о новых генетических технологиях;
- имеют базовые представления о геномике и протеомике, владеют навыками компьютерного анализа геномов;
- имеют представление о регуляторных генетических механизмах, действующих на разных уровнях организации живой материи;
- демонстрируют знания об основных закономерностях, современных достижениях и проблемах генетики;
- владеют методами молекулярно-генетического и биоинформационного анализа.

Магистранты принимают участие в выполнении проектов Федеральной целевой программе, грантов, проектов; работают в лаборатории на самом современном оборудовании молекулярно-генетического цикла.

Примерные темы магистерских диссертаций
1.Молекулярная диагностика генетической предрасположенности к мультифакторным заболеваниям человека.
2. Метагеномный анализ микробного сообщества залежей солей (Верхнекамское месторождение).
3. Молекулярно-генетический анализ и дифференциация популяций сосны обыкновенной на востоке Русской равнины
4. Молекулярно-генетический анализ некоторых популяций LarixsibiricaLedeb. Пермского края
5. Влияние полиморфных вариантов генов на физические качества и результат спортсменов,занимающихся каратэ.
6. Молекулярно-генетический анализ некоторых пород лошадей.
7. Молекулярно-генетическая идентификация популяций Larixsibirica Ledeb. и Pinussylvestris L. в Пермском крае и в Кировской области.
8. Молекулярно-генетический анализ естественных популяций и искусственных стад стерляди (Acipenserruthenus Brandt.).
9. Молекулярно-генетический анализ популяций пескаря обыкновенного и пескаря белоперого в Пермском крае.
10. Генетическое разнообразие линий-восстановителей фертильности пыльцы подсолнечника (HelianthusannuusL.).
11. Исследование bph-генов, контролирующих разложение ароматических соединений, бактерий микробного сообщества.


Сбор растительного материала для выделения ДНК


Подготовка к проведению ПЦР на занятиях по большому практикуму «Методы молекулярно-генетического анализа»


Автоматизация проведения гель-электрофореза: овладение всеми этапами молекулярно-генетического анализа


Изучение генетического полиморфизма и молекулярно-генетических процессов на лабораторных занятиях на примере древесных растений, рыб и человека

Магистерская программа «Ботаника»

Основное содержание магистерской программы

• систематика и филогения высших растений;
• строение и функционирование растений;
• строение и функционирование основных типов растительных сообществ;
• видовое разнообразие растительного покрова региона и вопросы его охраны.



Экспедиция на хребет Кваркуш. Изучение флоры хребта.
Работа с гербарием в лагере

Общенаучный цикл (15–20 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий, Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование экологических процессов. Дисциплины по выбору: Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Физико-химические методы исследований в биологии.

Профессиональный цикл (35–40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: История и методология биологии, Современная экология и глобальные экологические проблемы, Современные проблемы биологии, Учение о биосфере, Филогения высших растений, Лесоведение и болотоведение, Местная флора, Большой практикум «Ботаника». Дисциплины по выбору: Эволюционная физиология растений, Сравнительная анатомия растений, Индикационная геоботаника, Ботаническое ресурсоведение, Мониторинг состояния лесных и луговых фитоценозов, Мониторинг и восстановление загрязненных почв.


Сплав по р. Чусовая. Изучение флоры скальных обнажений и мониторинг видов Красной книги. Вид на камень Печка


Практики и научно-исследовательская работа (55–65 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика по ботанике, научно-педагогическая практика.

Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)

Профессиональная подготовка студентов
• Детальное представление о современной таксономии и систематике высших растений.
• Готовность решать научно-исследовательские, научно-практические задачи в фитоценозах разного типа.
• Навыки планирования и проведения научных работ и экологических исследований.

Активные студенты могут принять участие в выполнении работ по грантам и хоздоговорным исследованиям, в публикациях результатов.


Изучение анатомического строения растения на современном оборудовании

Примерные темы магистерских диссертаций
Флора какой-либо территории (административного района, населенного пункта, ООПТ и т.п.) Пермского края (Урала)
Растительность какой-либо территории (административного района, населенного пункта, ООПТ и т.п.) Пермского края (Урала)
Мониторинг редких и охраняемых растений Пермского края
Видовой состав таксона (рода, семейства) в Пермском крае (на Урале)
Систематика таксона (рода, семейства) в Пермском крае (на Урале)
Биология размножения таксона (видов, рода)
Антэкология таксона (видов, рода)
Особенности анатомического строения таксона (вида, рода)


Сплав по р. Яйва. Изучение флоры скальных обнажений и мониторинг охраняемых растений

Специалисты-ботаники востребованы
- в системе ООПТ (заповедники, заказники)
- в научно-исследовательских учреждениях
- в природоохранных структурах различного уровня – в экодизайне и флористике
- в образовательных учреждениях (вузы, школы)
- в Ботанических садах

Выпускники магистратуры могут поступать в аспирантуру по направлению подготовки 06.06.01 – «Биологические науки»

Магистерская программа «Зоология позвоночных»

Основное содержание магистерской программы
- Видовое разнообразие, особенности распространения, биология и экология наземных позвоночных региона и мира;
- строение и функционирование систем органов амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих;
- воздействие на животных факторов внешней среды, естественных и антропогенных;
- состояние популяций, мероприятия по стабилизации и восстановлению численности редких видов;
- основы охотничьего хозяйства и рационального использования промысловых животных.



Кольцевание сизых чаек


Общенаучный цикл (15-20 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий, Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование экологических процессов.
Дисциплины по выбору: Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Физико-химические методы исследований в биологии.
  
Профессиональный цикл (35-40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Орнитология, Теория динамики численности позвоночных животных, Методика исследований позвоночных животных, История и методология биологии, Большой практикум «Зоология позвоночных».
Дисциплины по выбору: Териология, Орнитология, Экология наземных позвоночных, Рациональное использование и охрана наземных позвоночных.
 
Практики и научно-исследовательская работа (55-65 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика по зоологии позвоночных, научно-педагогическая практика, предквалификационная практика.
 
Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)
 
 Профессиональная подготовка студентов
• Детальное представление о современной таксономии и систематике позвоночных.
• Готовность решать научно-исследовательские, научно-технические задачи в области биологии и экологии позвоночных животных.
• Навыки планирования и проведения научных работ и экологических исследований.
 
Активные студенты могут принять участие в выполнении работ по грантам и хоздоговорным исследованиям, в публикациях результатов. 
 
Примерные темы магистерских диссертаций
• Биология и экология амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих Пермского края и других территорий Российской Федерации.
• Хищные птицы и совы Пермского края, особенности биологии и экологии.
• Биология и экология синантропных видов птиц Пермского края и других регионов России.
• Птицы и млекопитающие населенных пунктов Пермского Прикамья и других регионов России.
• Птицы водно-болотных угодий Пермского Прикамья и других регионов России.
• Распространение, биология и экология редких и исчезающих видов позвоночных Пермского края и других регионов России.
• Орнитофауна Верхнего Прикамья (особенности, история формирования, изменения под воздействием антропогенных факторов).
• Орнитофауна искусственных водоемов Прикамья.
• Орнитофауна тундровых биоценозов полуострова Ямал.
• Мелкие млекопитающие полуострова Ямал.
 
Специалисты-зоологи востребованы: 
- в системе ООПТ (заповедники, заказники, специализированные хозяйства);
- в научно-исследовательских и образовательных учреждениях;
- в системе охотничьего хозяйства и питомниках различного профиля;
- в природоохранных структурах различного профиля.

Выпускники пермской зоологической школы работают в научно-исследовательских, образовательных и природоохранных организациях на территории от Мурманска до Южного Приморья и от Анадыря до Севастополя. 
  
Выпускники магистерской программы могут поступить в аспирантуру университета по направлениям подготовки 05.06.01. Науки о Земле (направленность Экология) и 06.06.01. Биологические науки (направленность Зоология).


Бобровая хатка

Магистерская программа «Гидробиология»

Основное содержание магистерской программы

- биологическое разнообразие обитателей гидросферы; 
- жизненные формы гидробионтов и их адаптации к водному образу жизни;
- экологическая физиология гидробионтов; 
- структурно-функциональная организация водных экосистем разного типа в их естественном и нарушенном состоянии.



Отбор проб зообентоса на р. Каме (Гайнский район Пермского края)

Цикл М.1. Дисциплины (модули) (54–66 зачетных единиц)

Базовая часть: Иностранный язык (английский), История и методология биологии, Математическое моделирование и компьютерные технологии в биологии, Современная экология и глобальные экологические проблемы, Современные проблемы биологии, Спецглавы физических и химических наук, Учение о биосфере,

Вариативная часть, обязательные дисциплины: Гидробиология, Большой практикум по гидробиологии, Санитарная гидробиология, Психология и педагогика высшей школы, Современные педагогические технологии, Философские проблемы естествознания, Экономика и менеджмент высоких технологий.

Вариативная часть, дисциплины по выбору: Биология морей, Лимнология, Биология водохранилищ, Водная токсикология, Основы рыбоводства, Потамология. 

Практики и научно-исследовательская работа (4560 зач. ед.)

Учебная практика по гидробиологии, Научно-исследовательская работа, Научно-исследовательский семинар по биологии, Научно-педагогическая практика, Преддипломная практика.  

Итоговая государственная аттестация (69 зач. ед.)

Профессиональная подготовка студентов

• Детальное представление о таксономическом разнообразии и географическом распространении разных групп гидробионтов, их роли в водных экосистемах разного типа, знание особенностей структуры и функционирования сообществ гидробионтов.
• Готовность решать научно-исследовательские, научно-технические задачи на водоемах разного типа.
• Навыки планирования и проведения научных работ и экологических исследований.

Активные студенты имеют возможность принимать участие в выполнении работ по грантам и хоздоговорным исследованиям, в публикациях результатов. 

Примерные темы магистерских диссертаций

• Фауна и зоогеография амфибиотических насекомых Урала и сопредельных территорий.
• Структурно-функциональная характеристика зообентоценозов реки Сылвы.
• Зоопланктон Мотовилихинского пруда: таксономический состав, количественное развитие, сезонная динамика.
• Демографические характеристики популяций перловиц и беззубок Очёрского залива Воткинского водохранилища.
• Животное население мидиевой банки Магаданского заповедника.
• Личинки комаров-звонцов Камского водохранилища и их значение в сообществах донных животных.
• Термические предпочтения и интенсивность обмена крангониксов Хлебникова.
• Структура рационов и элективность питания европейского хариуса из разнотипных водоемов Пермского края.

Специалисты-гидробиологи широко востребованы

• в профильных научно-исследовательских институтах (Госрыбцентр, ВНИРО, ГосНИОРХ и др.);
• в рыбоводных хозяйствах;
• в природоохранных структурах. 

Выпускники магистерской программы могут поступить в аспирантуру университета по направлению 05.06.01 Науки о Земле (направленность «Экология»), или 06.06.01 Биологические науки (направленность «Зоология»).

Магистерская программа «Иммунология»

Основное содержание магистерской программы
- физиология иммунной системы;
- функционирование органов и клеток иммунной системы, принимающих участие в жизненно важных процессах сохранения постоянства многоклеточного организма, его защиты от патогенов и обеспечения процессов репродукции;
- взаимосвязь иммунной системы с другими интегральными системами организма человека;
- иммунорегуляция;
- основные нарушения функций иммунной системы и последствия, к которым приводят патологии развития и функционирования отдельных компонентов системы.

Общенаучный цикл (15-20 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий, Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование экологических процессов.
Дисциплины по выбору: Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Физико-химические методы исследований в биологии.

Профессиональный цикл (35-40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Большой практикум "Иммунология", Иммунология репродукции и иммунотерапия, История и методология биологии, Стереоспецифические взаимодействия
Дисциплины по выбору: Нейроэндокринная регуляция иммуногенеза, Теория биологического и медико-биологического эксперимента, Аналитическая биохимия высокомолекулярных соединений, Иммунохимия, Молекулярные механизмы межклеточной коммуникации, Экспериментальные модели в патологии

Практики и научно-исследовательская работа (55-65 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика по иммунологии, научно-педагогическая практика.

Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)
Профессиональная подготовка студентов
- Современные представления о структуре и функции иммунной системы животных и человека.
- Готовность решать научно-исследовательские и научно-технические задачи разного типа.
- Навыки планирования и проведения научных работ и иммунологических исследований.

Студенты имеют возможность участвовать в выполнении грантов, написании публикаций, организации и проведении конференций разного уровня.

Примерные темы магистерских диссертаций
Механизмы иммуномодулирующего действия хорионического гонадотропина
Роль семафорина (SEMA 4D) в активации лимфоцитов
Влияние экзометаболитов бактерий на функциональную активность нейтрофилов
Влияние миелопептида 6 на функции перитониальных макрофагов при стрессе
Конструирование иммуносорбента для нетрепонемного теста на сифилис
Иммунорегуляторные эффекты холодового стресса
Половые различия функций фагоцитирующих клеток у крыс
Влияние орхидэктомии на функции фагоцитирующих клеток крыс
Хемилюминесценция лейкоцитов молока
Продукция цитокинов лейкоциами молока

Специалисты-иммунологи востребованы:
- в профильных научно-исследовательских институтах;
- в клинических лабораториях г. Перми и Пермского края;
- в лабораториях МВД;
- в клиниках экстракорпорального оплодотворения.

Выпускники магистерской программы могут поступить в аспирантуру по направлениям 05.06.01 Науки о Земле (направленность Экология), 06.06.01 Биологические науки (направленность Иммунология) и 30.06.01 Фундаментальная медицина (направленность Клиническая иммунология и аллергология).

Магистерская программа «Микробиология»

 Основное содержание магистерской программы
- систематика микроорганизмов, принципы построения филогенетических систем, отражающих эволюционные связи;
- значение микроорганизмов в природных процессах, практической деятельности человека и здравоохранении;
- молекулярные основы наследственности и изменчивости микроорганизмов;
- общие принципы регуляции и адаптивные реакции микроорганизмов;
- микробное многообразие: состояние, потенциал, стратегия сохранения;
- современные методы исследования микроорганизмов.

Общенаучный цикл (15-20 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий, Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование экологических процессов.
Дисциплины по выбору: Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Физико-химические методы исследований в биологии.

Профессиональный цикл (35-40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Биоразнообразие и систематика микроорганизмов, Большой практикум "Микробиология", Микроорганизмы техногенных экосистем, Философские проблемы естествознания
Дисциплины по выбору: Компьютерный анализ биологических данных, Микробная деградация и детоксикация ксенобиотиков, Теория биологического и медико-биологического эксперимента, Аналитическая биохимия высокомолекулярных соединений, Иммобилизованные микроорганизмы в биотехнологии, Биобезопасность в биотехнологии, Механизмы формирования биопленок микроорганизмов

Практики и научно-исследовательская работа (55-65 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика по микробиологии, научно-педагогическая практика.

Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)

Профессиональная подготовка студентов
- Современные представления о систематике бактерий, роли микроорганизмов в становлении биосферы, организации прокариотной клетки, многообразии конструктивного и энергетического метаболизма бактерий, а также принципах и методах оценки и сохранения микробного разнообразия.
- Готовность решать научно-исследовательские и научно-технические задачи разного типа.
- Навыки планирования и проведения научных работ и микробиологических исследований.

Студенты имеют возможность участвовать в выполнении грантов, написании публикаций, организации и проведении конференций разного уровня.

Примерные темы магистерских диссертаций
Биотрансформация стеринов родококками
Извлечение солей тяжелых металлов из почвы с использованием Rhodococcus-биосурфактантов
Чувствительность биопленок коагулазонегативных стафилококков к антибактериальным соединениям белковой природы
Влияние факторов внешней среды на адгезию бактерий Propionibacterium acnes к полистиролу
Характеристика биологической активности экзометаболитного комплекса лактобактерий
Гены полиаминового модулона как факторы персистенции E.coli
Окислительный стресс как реакция микроорганизмов на повреждающие воздействия
Разнообразие бактерий, выделенных из почв, загрязненных дихлордифенилтрихлорэтаном
Анализ устойчивости родококков к ароматическим соединениям
Биотрансформация и биодеградация смоляных кислот актинобактериями

Специалисты-иммунологи востребованы:
- в профильных научно-исследовательских институтах;
- в частных микробиологических фирмах;
- в лабораториях НПО «Микроген».
Выпускники магистерской программы могут поступить в аспирантуру по направлениям 05.06.01 Науки о Земле (направленность Экология) и 06.06.01 Биологические науки (направленность Микробиология).

Магистерская программа «Экосистемы лесов и рациональное лесопользование»

Основное содержание магистерской программы
изучение лесных экосистем
разработка устойчивых моделей природных и урбанизированных экосистем
моделирование различных экологических процессов на объектах ландшафтной архитектуры,
грамотное управление ландшафтными объектами
функционирование природных, антропогенных, природно-хозяйственных, производственных территориальных систем
государственное планирование, контроль, мониторинг и экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности.

Базовая часть (21 – 30 зач. ед.):
Иностранный язык (английский), История и методология биологии, Математическое моделирование и компьютерные технологии в биологии, Современная экология и глобальные экологические проблемы, Современные проблемы биологии, Спецглавы физических и химических наук, Учение о биосфере.

Вариативная часть (24 – 45 зач. ед.):
Лесные экосистемы и рациональное лесопользование, Управление лесными комплексами, Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы.

Дисциплины по выбору студента (15 зач. ед.):
Лесные культуры, Сохранение и восстановление биоразнообразия лесов, Животные лесных экосистем, Лесная фитопатология, Растения лесных экосистем, Лесная генетика и селекция, Макромицеты лесных экосистем, Математическое моделирование лесных экосистем.

Практики и научно-исследовательская работа (45 – 60 зач. ед.)
Научно-исследовательская работа магистра, Научно-исследовательский семинар по биологии, Научно-педагогическая практика, Предквалификационная практика, Учебная практика по экосистеме лесов и рациональному природопользованию.

Итоговая государственная аттестация (6 – 9 зач. ед.)
Магистерская диссертация и государственный экзамен.

Профессиональная подготовка студентов

Магистранты принимают участие в выполнении проектов Федеральной целевой программе, грантов, проектов; работают в лаборатории на самом современном оборудовании молекулярно-генетического цикла.

Примерные темы магистерских диссертаций
- Морфометрия потомства и содержание микроэлементов в хвое популяций ели финской Пермского края.
- Анализ состояния древостоев на различных типах почв.
- Влияние геохимического состава почвы на развитие деревьев ели финской.

Магистерская программа «Ихтиология и рыбоводство»

Молодь калугиОсновное содержание магистерской программы

• Видовое разнообразие рыб региона и мира, распространении в водоемах разного типа;
• строение и функционировании организма рыб; 
• закономерности изменчивости рыб под воздействием естественных и антропогенных факторов; 
• основы современного рыбоводства и рыбного промысла. 



Общенаучный цикл (15-20 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий, Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование экологических процессов.
Дисциплины по выбору: Современные педагогические технологии, Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Физико-химические методы исследований в биологии.
 
Лов кеты на блесну
Лов кеты на блесну
 
Профессиональный цикл (35-40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Экология рыб, Рыбоводство, Физиология рыб,  Большой практикум "Ихтиология и рыбоводство".
Дисциплины по выбору: География рыб, Ихтиотоксикология, Паразиты и болезни рыб, Промысловая ихтиология, Продукционная гидробиология, Санитарная гидробиология.
 
Практики и научно-исследовательская работа (55-65 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика Ихтиология и рыбоводство, научно-педагогическая практика.
 
Итоговая государственная аттестация (4 зач. ед.)
 
 

Профессиональная подготовка студентов

Детальное представление о современной таксономии и систематике рыб.
Готовность решать научно-исследовательские, научно-технические задачи на водоемах разного типа.
Навыки планирования и проведения научных работ и экологических исследований.
 
Активные студенты могут принять участие в выполнении работ по грантам и хоздоговорным исследованиям, в публикациях результатов. 
 

Примерные темы магистерских диссертаций

Экологическая характеристика хариусов разнотипных водоемов бассейна р. Камы и суточная ритмика питания.
Карликовые популяции хариуса в бассейне р. Кама.
Фены спинного плавника разных таксонов и экоформ хариусовых Евразии.
Характеристика нерестовых популяций и условий нереста промысловых рыб камских водохранилищ.
Респираторный эпителий  жабр рыб разных экологических групп.
К анализу поведения некоторых рыб бассейна р. Камы.
Питание рыб бассейна р. Камы со значительной долей растительности в пищевом спектре.
Характеристика ротана мелких водоемов бассейна Средней Камы.
Особенности распределения и биологии молоди рыб в разных участках камских водохранилищ и придаточных водоемов.
Специфика видового состава и экобиологии рыб в водоемах урбанизированных территорий.
 
Лов неводом
Лов неводом
 
Специалисты-ихтиологи активно требуются: 
в профильных научно-исследовательских институтах (в России их более 100);
в рыбоводных хозяйствах;
в рыбной промышленности;
в природоохранных структурах. 
Выпускники пермской ихтиологической школы ежегодно приглашаются на работу в научно-исследовательские организации Дальнего Востока (Анадырь, Хабаровск, Магадан и др.), Москвы, Тюмени и других городов России. 
 
Нерка на нересте
Нерка на нересте
 
Выпускники магистерской программы могут поступить в аспирантуру университета по специальности «Ихтиология»

Магистерская программа «Микология»



 
 

Основное содержание магистерской программы

Микологическое направление исследований и подготовка кадров микологов – одно из перспективных направлений высшего профессионального образования, связанное с подготовкой специалистов, способных заниматься научно-исследовательской, педагогической, административной, а также экспертно-аналитической и производственной видами деятельности. Программа нацелена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, что достигается усвоением базовых и специальных дисциплин, связанных с изучением многообразия, происхождения и классификации грибов, онтогенеза, филогенеза, генетического разнообразия, исследованием их макро- и микроструктуры. В программе уделяется внимание изучению грибов как гетеротрофного компонента экосистем, рассматриваются некоторые аспекты микологии, связанные с практической деятельностью человека, а также с вопросами охраны здоровья населения. Все дисциплины имеют экологическую и природоохранную направленность.

Содержание образования

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (13 зач. ед.)
Обязательные дисциплины (10 зач. ед.): (1яз.) Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология и педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий.
Дисциплины по выбору студента (3 зач. ед.). (1яз.) Иностранный язык в профессиональной коммуникации [английский], (1яз.) Иностранный язык в профессиональной коммуникации [немецкий].
 
Математический и естественнонаучный цикл (9 зач. ед.)
Обязательные дисциплины (6 зач. ед.): Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование биологических процессов, Информационные технологии в науке и образовании.  
Дисциплины по выбору студента (3 зач. ед.): Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных.
 
Профессиональный цикл (40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины (29 зач. ед.): История и методология биологии, Современная экология и глобальные экологические проблемы, Современные проблемы биологии, Спецглавы физических и химических наук, Учение о биосфере, Большой практикум по микологии, Микология, Фитоценология.
Дисциплины по выбору (11 зач. ед.): Генетическое разнообразие и методы его оценки, Экологическая токсикология, Лесная фитопатология, Экология грибов, Местная флора, Мониторинг грибов.
 

Работа в лаборатории
 
Практики и научно-исследовательская работа (48 зач. ед.): Научно-исследовательская практика по микологии, Научно-педагогическая практика, Научно-исследовательская работа, Научно-исследовательский семинар по биологии.
 
Итоговая государственная аттестация (10 зач. ед.): Государственный экзамен, Магистерская диссертация. 
 

Полевые исследования
 
Темы магистерских диссертаций могут быть выбраны в соответствии со следующими направлениями:
изучение видового разнообразия грибов;
мониторинг изменений микобиоты в естественных экосистемах;
влияние рекреационной нагрузки, выбросов промышленных и сельскохозяйственных предприятий на грибы.
 
Материально-техническое обеспечение: компьютерный класс; научно-учебные и учебные лаборатории, оснащённые стационарными мультимедийными проекторами для демонстрации фильмов, презентаций лекций и докладов; современная научная и справочная литература, определители растений, грибов; постоянные и влажные препараты;  коллекции грибов (отделы Ascomycota, Basidiomycota), насчитывающие около 1200 видов (в основном, это агарикоидные и афиллофороидные базидиомицеты); микроскопы Olympus BX51(11 единиц), оснащенные фотокамерами, компьютерами с программным обеспечением для измерения спор и других структур грибов и грибоподобных организмов; микроскоп Axio Imager А2 (Carl Zeiss, Германия) с призмами ДИК Номарского; бинокуляры; наборы оборудования для микроскопирования и другое.
 

Слева направо: микроскоп, споры гриба, цистиды
 

Соответствие профессиональным стандартам и требованиям работодателей

Программа соответствует требованиям профессиональных стандартов по полученному выпускниками набору компетенций и соответствует основным образовательным программам российских вузов.
 
Область профессиональной деятельности выпускника – научно-исследовательская, проектно-производственная, экспертно-аналитическая, контрольно-ревизионная, административная и педагогическая работа, связанная с вопросами микологии в экосистемах и во всех сферах хозяйственной деятельности человека.
 

Головач гигантский
 
Выпускники магистратуры как продукт профессионального образования – специалисты интеллектуального труда в области микологии и экологии, востребованы на рынке труда не только регионального уровня, но и в российском масштабе. Наши выпускники могут работать в научных учреждениях, экспертно-криминалистических центрах, в подразделениях Министерства природных ресурсов, Министерства лесного хозяйства (борьба с грибными болезнями лесных растений; контроль за состоянием окружающей среды с помощью лишайников и грибов как биоиндикаторов, выявление редких видов грибов, нуждающихся в охране); в подразделениях Министерства сельского хозяйства (борьба с грибными болезнями культурных растений; организация выращивания съедобных грибов); в заготовительных организациях, занимающихся сбором растительного сырья и съедобных грибов; в подразделениях Роспотребнадзора (контроль за пищевыми отравлениями, вызываемыми грибными токсинами и ядовитыми растениями); в службе здравоохранения (инфекционные подразделения).
 
Выпускники магистратуры могут поступить в аспирантуру университета по специальностям 03.02.08 – «Экология», 03.02.12 – «Микология».

Магистерская программа «Физиология и биохимия растений»



 

Содержание образования

Общенаучный цикл (21 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: Иностранный язык (английский), Философские проблемы естествознания, Психология педагогика высшей школы, Экономика и менеджмент высоких технологий. Иностранный язык в профессиональной коммуникации. Компьютерные технологии в биологии, Математическое моделирование биологических процессов, Информационные технологии в науке и образовании.
Дисциплины по выбору: Геоинформационные системы, Компьютерный анализ биологических данных, Технологии дистанционного обучения.
 
Профессиональный цикл (40 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: История и методология биологии. Современная экология глобальные экологические проблемы, Современные проблемы биологии, Спецглавы физических и химических наук, Учение о биосфере, Адаптация растений к химическому загрязнению, Физиология и биохимия устойчивости растений, Фотосинтез и дыхание растений.
Дисциплины по выбору: Геном растений и стресс, Основы биотехнологии растений, Агрохимия, Информационные структуры растений, Иммунитет растений, Эволюционная физиология растений.
 
Практики и научно-исследовательская работа (48 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика «Физиология и биохимия растений», научно-педагогическая практика, научно-исследовательский семинар.
 
Итоговая государственная аттестация (10 зач. ед.)
 

Основное содержание профессиональных дисциплин магистерской программы

молекулярно-биохимические основы  функционирования растительного организма: фотосинтез, дыхание, водный и минеральный обмен, взаимосвязь процессов обмена веществ и механизмы их регуляции, физиология вторичного метаболизма; 
структура и функции важнейших биополимеров (белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, биологически активных веществ); 
проблемы биоэнергетики, ферментативного катализа; 
физиологические и биохимические аспекты устойчивости растений к неблагоприятным факторам внешней среды.


В рамках магистерской программы выполняются магистерские диссертации по проблемам адаптации и кросс-адаптации растений к экстремальным факторам среды (засолению, загрязнению тяжелыми металлами, ощелачиванию, низким и высоким температурам), микроэлементному и биохимическому составу растительной продукции, фитотестированию почв.
 

Профессиональная подготовка студентов

Глубокие знания о функционировании растительного организма, физиолого-биохимическим механизмам адаптации к неблагоприятным факторам среды;
Умение культивировать растения и оценить их состояние по комплексу биологических и биохимических показателей.
Готовность решать научно-исследовательские, научно-технические задачи в области биологических проблем.

Участие студентов в грантах

РФФИ-Урал, проект «Почвенно-геохимические и техногенные факторы формирования качества и безопасности биопродуктов Пермского края», 2011 г.
Госзадание Минобрнауки РФ, проект «Комплексное исследование природно-климатических и антропогенных факторов формирования биоресурсов Пермского края», 2012-2013 гг.

Примерные темы магистерских диссертаций

Влияние солей тяжелых металлов на активность ферментов антиоксидантной защиты растений.
Динамика теплоустойчивости растений при действии высоких и низких закаливающих температур.
Накопление низкомолекулярных соединений как проявление механизма адаптации растений к техногенному засолению. 
Низкомолекулярные протекторы растений в условиях гипо- и гипертермии.
Влияние биохимических особенностей медоносных растений на состав медов.
Участие (II) NO в стрессовых реакциях проростков пшеницы при раздельном и комбинированном действии гипертермии и засоления.
Накопление редокс-соединений растениями в условиях загрязнения корневой среды тяжелыми металлами. 
Физиолого-биохимические особенности растений в связи с формированием антиоксидантных свойств прополиса.
 
Выпускники магистерской программы могут поступить в аспирантуру университета по специальностям «Экология», «Ботаника», «Почвоведение»

Поделиться информацией: