Факультеты

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеНовости в ТвиттереВидео на ЮтубМы на ФейсбукеМы в ИнстаграмМы в Телеграм





 
 

Направление «Химия» (магистратура)





Профиль «Органическая химия»

Органическая химия – наука о получении и свойствах сложных соединений, содержащих в своей основе атом углерода.

Цель программы – существенное расширение у студентов ключевых понятий и концепций и, тем самым, формирование глубокого прогностического понимания фундаментальных проблем и практических методов их решения в области современной органической химии; формирование у студентов профессиональной способности планировать и самостоятельно проводить эффективную научную работу на уровне эксперта, а также критически оценивать ее результаты.

В рамках образовательной программы предусмотрено изучение дисциплин, связанных с синтезом органических соединений, установлением их строения современными физико-химическими методами (ИК, 1Н и 13С ЯМР спектроскопия, хромато-масс-спектрометрия, рентгеноструктурный анализ), объяснением химического поведения методами квантовой химии

Содержание образования
Блок 1 «Дисциплины» (64 зач. ед.)
Обязательные дисциплины
«Иностранный язык»; «История и методология химии», «Проблемы современной химии»; «Компьютерные технологии в науке и технике».
Вариативная часть
«Квантово-химические методы расчета элементоорганических и гетероциклических соединений», «Химия карбонильных производных гетероциклов», «Основные принципы органического синтеза», «Углубленный курс органической химии», «Права и охрана интеллектуальной собственности» и др. 
Дисциплины по выбору
«Иностранный язык в профессиональной коммуникации» (английский, немецкий, французский), «Основы компьютерной химии»; «Психология высшей школы»; «Педагогика высшей школы», «Квантово-химическое моделирование органических реакций», «Физико-химические методы исследования органических соединений», «Методы и реагенты асимметрического синтеза физиологически активных соединений», «Физико-химические методы исследования органических соединений», «Растворители и эффекты среды в органической химии» и др.

Блок 2«Практики» (50 зач. ед.)
Практики и научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская практика; научно-исследовательская работа; научно-педагогическая практика; научно-исследовательский семинар «Проблемы современной химии»; подготовка магистерской диссертации.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» (6 зач. ед.)
Итоговая государственная аттестация

Факультативные дисциплины (3 зач. ед.)


Газовый хромато-масс-спектрометр фирмы Agilent

На базе проводимых исследований в рамках данного направления получен ряд новых фундаментальных результатов, касающихся исследования способов синтеза и химического поведения и биологической активности новых органических соединений. Исследования проводятся с привлечением самого современного оборудования и приборов таких как ИК-Фурье спектрометр Spectrum Two (Perkin-Elmer), анализатор углерода, водорода, азота и серы Elementar Micro (Elementar), хромато-масс-спектрометр Agilent 7890 B (Agilent Technologies), рентгеновская установка Xalibur R (Agilent Technologies), ЯМР спектрометр Bruker Avance III HD 400 (Bruker), система для определения температуры плавления MP70 (Мetler Toledo).

Профессиональная подготовка студентов
 
• детальное представление об основных понятиях, законах, постулатах классической и современной органической химии;
• умение использовать знания и навыки в области органической химии для синтеза широкого круга органических соединений, прогноза их физико-химических свойств и фармакологических свойств;
• навыки использования современной приборной базы в области тонкого органического синтеза, элементного и спектрального анализа, хромато-масс-спектрометрии. для решения конкретных исследовательских и прикладных задач;
• готовность к проведению самостоятельных научно-исследовательских работ в области органической химии на уровне эксперта, способность к академической мобильности.
 В период проведения практики используется оборудование лаборатории методов направленного органического синтеза сложных молекул.


Дифрактометр Хcalibur R

Примерные темы выпускных квалификационных работ

• Синтез и свойства пятичленных диоксогетероциклов.
• Синтез и свойства хинолин-4-карбоновых кислот и их производных.
• Синтез кислородсодержащих гетероциклических соединений на основе реакции Реформатского.
• Синтез и свойства органических полупроводников.
Магистранты имеет возможность участвовать в научных конференциях и публиковать результаты своих исследований в научной периодической печати.

Выпускники образовательной программы могут поступить в аспирантуру университета по направлению «Химические науки», профиль  «Органическая химия».




Профиль «Аналитическая химия»

Образовательная программа магистратуры по направлению «Химия» имеет своей целью развитие у студентов таких личностных качеств, как способность ориентироваться в условиях производственной деятельности, умение принимать нестандартные решения, понимание принципов работы и умение работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований.

Целью обучения в магистратуре по направлению «Химия» является также формирование профессиональных компетенций в научно-исследовательской деятельности, таких как формирование представления о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии; знание основных этапов и закономерностей развития химической науки, понимание объективной необходимости возникновения новых направлений, наличие представления о системе фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, форм и методов научного познания, их роли в общеобразовательной профессиональной подготовке химиков.

Одной из задач обучения является также формирование профессиональных компетенций в области преподавательской деятельности, связанных с пониманием принципов построения преподавания химии в высшей школе, и в организационно-управленческой, заключающихся в способности определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения, понимании проблем организации и управления деятельностью научных коллективов.

Магистр химии в условиях развития науки и техники должен быть готов к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей, способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; понимать основные возможности приобретения новых знаний с использованием современных научных методов и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

Выпускники
Студенты, освоившие данную образовательную программу способны к различным видам деятельности и решать в них следующие задачи:

научно-исследовательская деятельность:
сбор и анализ литературных данных по заданной тематике; 
планирование работы и самостоятельный выбор метода решения задачи; 
анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций по продолжению исследования; 
подготовка отчета и возможных публикаций;

организационно-управленческая деятельность:
организация научного коллектива и управление им для выполнения задач профессиональной деятельности;
анализ данных о деятельности научного коллектива, составление планов, программ, проектов и других директивных документов;

научно-педагогическая деятельность:
подготовка учебных материалов и проведение теоретических и лабораторных занятий в образовательных организациях высшего образования; 
применение и разработка новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения.

Руководство образовательной программой осуществляет заведующий кафедрой аналитической химии, доктор химических наук, профессор Михаил Иванович Дегтев.

Материально-техническая база
Для реализации учебного и научного процесса в материально-технической базе кафедры аналитической химии имеется современное оборудование.

В структуру кафедры входят следующие научно-исследовательские лаборатории:
- Лаборатория химического мониторинга объектов окружающей среды;
- Лаборатория химии воды;
- Лаборатория фотометрических методов анализа;
- Лаборатория электрохимических методов анализа;
- Лаборатория экстракционных методов разделения и концентрирования;
- Лаборатория газовой и жидкостной хроматографии;
- Лаборатория спектральных методов анализа.

Начиная с 2007 года, кафедрой приобретено для учебно-научного процесса следующее оборудование:
газовый хроматограф "Хроматек-Кристалл-5000" (2 ед.);
хроматомасс на базе "Хроматек-Кристалл-5000" (1 ед.);
жидкостной хроматограф микроколоночный "Орлант-122" (1 ед.);
жидкостной хроматограф микроколоночный "Орлант-222" (1 ед.);
жидкостной хроматограф микроколоночный "Орлант-322" (1 ед.);
атомно-абсорбционный спектрометр "Спектр 5-4" с ртутной приставкой (2 ед.);
атомно-эмиссионный спектрометр с ИСП "Thermo-iCap 6500" (1 ед.);
CHNS-элементный анализатор "Vario EL Cube", Германия (1 ед.);
система капиллярного электрофореза "Капель-105М" (2 ед.);
система капиллярного электрофореза "Капель-104Р" (1 ед.);
анализатор жидкости "Флюорат 02-3М" (3 ед.);
рефрактометр с плотномером "Mettler-Toledo" (1ед.);
атомно-эмиссионный спектрометр с фотоэлектрической приставкой (1 ед.);
ртутный анализатор (2 ед.);
ИК-Фурье спектрометр ФСМ-1201 (1 ед.);
спектрофотометр СФ-2000 (2 ед.);
спектрофотометры Unico-1201 (10 ед.);
микроволновая система пробоподготовки MARS (1 ед.);
термостатируемый шейкер (1 ед.);
анализаторы БПК и ХПК;
кондуктометры (2 ед.);
pH-метры/иономеры АНИОН-4100 (8 ед.);
автоматический титратор (1 ед.);
рефрактометры, муфельные печи, термостаты, аналитические весы, дозаторы и др. (по 5-8 и более ед.).

На кафедре работают 7 мультимедийных классов. Общее количество компьютеров 24 ед., из них 12 используются в учебном процессе, 5 компьютеров подключены к сети Интернет. 10 ПК - вычислительный центр "Toshiba".

Действуют 2 уникальные установки для анализа природной и сточной воды.

Содержание образования
Блок «Дисциплины (модули)» (64 зач. ед.)
В данном разделе содержатся все дисциплины, обязательные для усвоения программы студентами, среди которых внимание уделяется не только специализированным, но и общенаучным. Среди них «Иностранный язык», «История и методология химии», «Философские проблемы химии», «Химическая и экологическая экспертиза», «Спектрофотометрические методы анализа», «Методы разделения и ко»центрирования" и другие.

Блок «Практики» (50 зач. ед.) Включает в себя различные виды практик (научно-исследовательская, научно-педагогическая, преддипломная), научно-исследовательскую работу и научно-исследовательский семинар «Проблемы современной химии»

Блок «Государственная итоговая аттестация» (6 зач. ед.) Предусматривает защиту магистерской диссертации. В рамках программы «Аналитическая химия» ведутся работы по научному направлению «Кинетика и механизм реакций комплексообразования и экстракции ионов металлов с органическими реагентами. Развитие химических, биохимических и физико-химических методов анализа объектов окружающей среды».

Профессиональная подготовка студентов
Специализированная программа по профилю «Аналитическая химия» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных не просто выполнять анализы, но и возглавлять контрольно-аналитические лаборатории, центры технических испытаний; организовывать совместную деятельность специалистов-аналитиков разного профиля, вести научные исследования в области химического анализа, а также способных к научно-педагогической и организационно-управленческой деятельности в различных отраслях промышленности, науки и образования Пермского края и других регионов России.

Выпускники образовательной программы могут поступить в аспирантуру университета по направлению «Химические науки», профиль «Аналитическая химия».




Профиль «Физическая химия»

Основное содержание образовательной программы
 
Физическая химия – наука о закономерностях протекания химических процессов, состояния химического и фазового равновесия, закономерностях кинетики химических и каталитических реакций.
 
В рамках образовательной программы предусмотрено изучение дисциплин, связанных с химической термодинамикой, кинетикой, физикохимией поверхностных явлений, процессов адсорбции, фазообразования, энергоконверсии, теоретической и прикладной электрохимией, коррозией и защитой металлов.
 
Цель программы – существенное расширение у студентов ключевых понятий и концепций и, тем самым, формирование глубокого прогностического понимания фундаментальных проблем и практических методов их решения в области современной физической химии; формирование у студентов профессиональной способности планировать и самостоятельно проводить эффективную научную работу на уровне эксперта, а также критически оценивать ее результаты.
 
Содержание образования
 
Общенаучный цикл (25 – 31 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: «Основы компьютерной химии»; «Философские проблемы химии»; «Экологический мониторинг (для химиков)»; «Высокоэффективная хроматография»; «Психология высшей школы», «Строение вещества».
Дисциплины по выбору: «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский).
 
Профессиональный цикл (33 – 39 зач. ед.)
Обязательные дисциплины: «История и методология химии»; «Проблемы современной химии»; «Дефекты структуры металлов»; «Педагогика высшей школы»; «Права и охрана интеллектуальной собственности»; «Современные проблемы электрохимии»; «Теория коррозионных процессов»; «Структурная коррозия»; «Физико-химический анализ»; «Электрохимическая кристаллизация металлов и сплавов».
Дисциплины по выбору: «Кинетика химических реакций»; «Термодинамика получения и различных видов обработки материалов»; «Химия поверхностей раздела фаз»; «Методы разделения и концентрирования», «Физико-химические свойства и доказательства структуры физиологически активных соединений»; «Химическая технология важнейших производств».
 
 
Практики и научно-исследовательская работа (54 зач. ед.)
Научно-исследовательская практика; научно-исследовательская работа; научно-педагогическая практика; научно-исследовательский семинар «Проблемы современной химии»; подготовка магистерской диссертации
 
Итоговая государственная аттестация (2 зач. ед.)
Выпускная квалификационная работа
 
Факультативные дисциплины (0 – 10 зач. ед.)
«Автоматизация электрохимических исследований»; «Компьютерная химия»; «Химия твердого тела»
 
 
В рамках программы «Физическая химия» ведутся работы по научному направлению «Кинетика и механизм поверхностных процессов на межфазных границах металлических и неметаллических материалов с конденсированными и неконденсированными средами. Разработка новых функциональных электродных материалов и электрохимических технологий».
 
На базе проводимых исследований в рамках данного направления получен ряд новых  фундаментальных результатов, касающихся исследования механизма и кинетики выделения и абсорбции водорода, водородопроницаемости и анодного поведения переходных металлов, сплавов, металлоподобных соединений. Создаются новые ингибиторы коррозии и наводороживания, анализируется механизм их действия. Развиваются представления о начальных стадиях формирования ряда гальванических и химически осажденных покрытий, разрабатываются новые покрытия с высокими служебными параметрами и полифункциональные добавки, улучшающие их свойства, разрабатывается технология нанесения покрытий из неводных электролитов. Исследования проводятся с привлечением самого современного оборудования и приборов для электрохимических, микроструктурных и аналитических исследований.
 
Профессиональная подготовка студентов
 
• Детальное представление об основных понятиях, законах, постулатах классической и современной физической химии (химической термодинамики, химической кинетики, электрохимии, коррозиологии);
• Умение использовать знания и навыки в области физической химии для интерпретации, моделирования и прогноза физико-химических свойств широкого круга материалов, процессов их получения, планирования и проведения  исследований, направленных на изучение и анализ физико-химических характеристик объектов исследования, анализ механизмов и кинетики электрохимических процессов;
• Навыки использования современной приборной базы в области электрохимии, электрохимических методов анализа, химического материаловедения для решения конкретных исследовательских и прикладных задач;
• Готовность к проведению самостоятельных научно-исследовательских работ в области физической химии на уровне эксперта, способность к академической мобильности.
 
В период проведения практики используется оборудование лабораторий электрохимии и защиты металлов от коррозии, рентгеноструктурного анализа, электронной микроскопии, высокоэффективной хроматографии, физико-химических методов исследований.
 
 
Примерные темы выпускных квалификационных работ
 
• Механизмы электродных процессов на силицидах и германидах переходных металлов
• Разработка и исследование водородаккумулирующих материалов на основе сплавов магния
• Технология получения и электрохимические свойства высоковольтной анодированной алюминиевой фольги для электролитических конденсаторов
• Катодная реакция выделения водорода на Ni-P и Ni-TiO2 сплавах и их наводороживание
• Разработка и исследование новых ингибиторов кислотной коррозии малоуглеродистой стали в кислых и нейтральных электролитах
• Импеданс электродных процессов на мультикомпонентных интерметаллических соединениях
• Механизм формирования композиционных химически осажденных покрытий на основе сплава Ni-P и исследование их свойств
 
Выпускники образовательной программы могут поступить в аспирантуру университета по направлениям «Химические науки» и «Химические технологии».
 




Профиль «Химическая экспертиза»

Образовательная программа магистратуры «Химическая экспертиза» имеет своей целью развитие у студентов способности ориентироваться в условиях не только производственной деятельности, но и работы в государственных и частных экспертных организациях; понимать принципы работы эксперта; принимать нестандартные решения; использовать современные достижения науки для решения экспертных задач; работать на современной научной аппаратуре при проведении экспертных исследований.

Задачей обучения в магистратуре является формирование профессиональных компетенций в экспертной деятельности: представления о наиболее актуальных направлениях исследований в современной химической экспертизе, знание основных этапов и закономерностей ее развития, понимание объективной необходимости возникновения новых направлений, наличие системы фундаментальных химических понятий и методологических аспектов экспертизы.

Особое внимание в процессе обучения уделяется разработке и созданию новых экспертных методов и методик с учетом принципов химической экспертизы, планированию стратегии решения поставленных перед экспертом-химиком задач.

Магистр химической экспертизы в условиях развития современной науки и техники должен уметь использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; понимать основные возможности приобретения новых знаний с использованием передовых научных методов и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций эксперта-химика.

В процессе обучения магистры получат знания об исследовании веществ с помощью методов газовой хроматографии и хроматомасспектрометрии.


Хроматомасспектрометр на базе хроматографа Кристалл 5000


Газо-жидкостный хроматограф Кристалл 5000

Атомно-эмиссионный спектральный анализ с индуктивно-связанной плазмой поможет установить элементный состав вещества.


Атомно-эмиссионный спектрометр Thermo iCAP 6500 DUO

С помощью метода капельного электрофореза узнают, как определить белковый состав пищевых продуктов.


Установка капельного электрофореза Капель 105

С помощью спектрофотометра СФ 200 определят концентрацию анализируемого вещества.


Спектрофотометр СФ-200

Методы инфракрасной спектрофотометрии с Фурье-преобразованием научат определять структуру органических соединений.


Фурье спектрометр ФСМ 1201

Студенты, освоившие образовательную программу эксперта-химика, способны осуществлять различные виды деятельности и решать следующие задачи:

научно-исследовательская деятельность:
– сбор и анализ литературных данных для решения экспертных задач;
– планирование работы и самостоятельный выбор метода решения экспертной задачи;
– анализ и обобщение полученных результатов экспертного исследования в виде заключения эксперта или специалиста;
– разработка предложений по новым методам и методикам экспертно-химических исследований;
– оформление отчета и публикаций в области химической экспертизы;

организационно-управленческая деятельность:
– организация и управление лабораторией химической экспертизы для выполнения задач профессиональной деятельности;
– анализ данных о работе коллектива лаборатории химической экспертизы, составление планов работы, программ развития, проектов, заявок на гранты РФФИ, методических пособий и других директивных документов;

научно-педагогическая деятельность:
– подготовка учебных материалов и проведение лекционных и лабораторных занятий в образовательных, экспертных организациях и на курсах повышения квалификации для экспертов-химиков;
– применение и разработка новых экспертных технологий и обучение им, включая системы компьютерного и дистанционного обучения.

Возможные места трудоустройства выпускников магистратуры:
Экспертно-криминалистические центры МВД;
Химические лаборатории Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;
Лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции РФ;
Институт судебных экспертиз и криминалистики;
Экологические лаборатории;
Лаборатории гигиены;
Заводские лаборатории;
Независимые экспертные организации;
Предприятия «Сибур-Химпрома».

Руководство образовательной программой осуществляет заведующий кафедрой аналитической химии, доктор химических наук, профессор Михаил Иванович Дегтев.




Профиль «Химия и технология неорганических веществ и материалов»


Программа «Химия и технология неорганических веществ и материалов» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области неорганической химии, физико-химического анализа, химической технологии и материаловедения. Ее основными целями являются:
1. Расширение и углубление фундаментальных знаний студентов в области неорганической химии и химической технологии неорганических веществ, включая неорганические функциональные материалы;
2. Формирование навыков решения фундаментальных и прикладных задач в области технологии неорганических веществ и новых материалов с использованием временных вычислительных, физических и физико-химических методов исследования вещества;
3. Формирование навыков работы с современными источниками химической информации (справочники, периодические издания, электронные ресурсы и т. д.);
4. Формирование навыков научно-исследовательской, научно-педагогической и организационно-управленческой деятельности в различных отраслях промышленности, науки и образования.

Содержание образования

Дисциплины общенаучного цикла: академическая и профессиональная коммуникация на иностранном языке, коммуникации в профессиональной и академической среде, основы планирования научных исследований в химии, права и охрана интеллектуальной собственности, история и методология химии, методика преподавания химии, проектный менеджмент, системное решение проблем, управление конфликтами в профессиональной среде, основы переговорного процесса, устная и письменная иноязычная коммуникация в академической и профессиональной среде.

2. Дисциплины профессионального цикла дают представление о современных направлениях развития неорганической химии (современная неорганическая химия), а также подробно знакомят с особенностями промышленного основного и малотоннажного наукоемкого неорганического синтеза (химическая технология неорганических веществ, , подготовка и контроль качества сырья), а также принципов разработки новых технологий производства неорганических веществ (применение физико-химического анализа в технологии неорганических солей, утилизация и рекуперация промышленных выбросов, оценка надежности и технологического риска химических производств, автоматизация технологических процессов и производств). Отдельно рассматриваются вопросы технологии производства функциональных материалов и исследование их состава и свойств (неорганические функциональные материалы, методы исследования неорганических веществ и материалов, , теоретические основы синтеза неорганических соединений и материалов).

3. Практики. В процессе освоения образовательной программы предусмотрено прохождение ознакомительной, педагогической, научно-исследовательской и преддипломных практик в общем объеме 36 зач. ед.

4. Государственная итоговая аттестация (9 зач. ед.) в форме выпускной квалификационной работы.

5. Факультативы (3 зач. ед.)

Материально-техническая база
Профильные дисциплины данной магистерской программы реализуются на базе кафедры неорганической химии, химической технологии и техносферной безопасности химического факультета совместно с «Институтом технической химии УрО РАН», имеющими соответствующую материально техническую базу: лаборатории, оснащенные современным оборудованием для проведения учебных и научных исследований, учебные классы, компьютерный класс с доступом в Интернет.

В структуру кафедры неорганической химии, химической технологии и техносферной безопасности входят следующие научно-исследовательские лаборатории:
– Лаборатория химической технологии;
– Лаборатория физико-химического анализа;
– Лаборатория редкоземельных элементов и комплексных соединений;
– Лаборатория термических методов анализа;

Кафедра располагает следующим оборудованием:
– Прибор синхронного термического анализа ТГ-ДТА/ДСК STA449 Fl Jupiter
– Квадрупольный масс-спектрометр QMS 403 С Aelos

Кроме того, имеется большое количество вспомогательного и лабораторного оборудования  для учебных практикумов (иономеры, автотитраторы, термостаты, рефрактометры, плотномеры, аналитические весы, высокотемпературные печи и пр.).

На базе лабораторий «Института технической химии УрО РАН» реализуется ряд дисциплин профессионального цикла, научно-исследовательская работа студентов и выполнение выпускных квалификационных работ. Лаборатории «Института технической химии УрО РАН» имеют следующее оборудование:
– Оптический микроскоп OLYMPUS BX51
– Дифференциально-сканирующий калориметр DSC 882е/400
– Автоматический анализатор удельной поверхности и пористости ASAP 2020
– Атомно-силовой микроскоп Smena
– Автоматический анализатор элементного состава Vario EL cube
– Растровый электронный микроскоп Evex Mini-SEM HR-3000
– Универсальная электромеханическая испытательная машина Instron 3365.

Профессиональная подготовка студентов
Программа по профилю «Химия и технология неорганических веществ и материалов» направлена на подготовку специалистов, способных решать различные научные и прикладные профессиональные задачи, в том числе осуществлять:
– сбор и анализ научной и патентной литературы по заданной тематике;
– планирование постановки работы и самостоятельный выбор метода решения задачи;
– анализ полученных результатов и подготовку рекомендаций по продолжению исследования;
– подготовку отчета и возможных публикаций;
– научно-педагогическую деятельность в вузе или в образовательном учреждении среднего профессионального образования;
– организацию научного коллектива и управление им для выполнения задачи.

Выпускники образовательной программы могут поступить в аспирантуру университета по направлениям «Химические науки» и «Химические технологии».

Поделиться информацией: